ЗиС-112

ЗиС-112""

Толчком к созданию автомобиля для спортивных гонок на заводе имени товарища Сталина послужил выпуск спрткара другим автозаводом. Горьковский создал «Победу-Спорт». И, хотя, официально два завода не соревновались между собою в производственных достижениях, их негласная конкуренция имела место. Ну, никак не мог ЗИС быть на втором плане. И, если ему не удавалось во всём быть первым, то он должен был быть не хуже других.

Кто разработал экстерьер?

Разработкой внешнего вида спортивного авто занялся отечественный дизайнер Валентин Ростков. Этот человек уже имел опыт постановки спорткаров на шасси от правительственных лимузинов. Именно он в 1939 г. принял участие в создании спортивной машины ЗИС-101. Ему и поручили скомпоновать принципиально новый автомобиль, правда, на старом шасси, взятом у 110-го ЗИСа.

«Циклоп»

Дебют ЗИС-112 состоялся в 1951 г. Ростков поработан «на славу». Кузов получился по-настоящему авангардным. Созерцание дизайнером знаменитого американского Бьюика вдохновило его на создание своего «Dream car».

Автомобиль мечты получился весьма громоздким. Его длина составляла почти шесть метров. Над салоном, рассчитанным на трёх человек, установили съёмный металлический колпак.

Масса длиннющего спорткара лишь на 50 кг не дотягивала до двух с половиною тонн. Не мудрено, что при такой конструкции движок ЗИС-110 своими ста сорока «лошадками» не справлялся с поставленными для гоночной машины задачами.

ЗиС-112 ЗиС-112

Экспериментальный двигатель для 112-го разработал В.Ф. Родионов. Его мотор был объёмным – 6005 «кубиков». Головку блока цилиндров решено было не менять. Вместо этого увеличили в диаметре впускные клапаны, расположенные сверху. Диаметр нижних спускных клапанов остался прежним. Подобное новшество в комплекте с двумя карбюраторами типа МКЗ-ЛЗ увеличило мощность сразу на 42 лошадиные силы. При этом крутящий момент достиг 3,5 тыс. оборотов за одну минуту.

Охлаждался супер двигатель сразу двумя радиаторами. На машине установили пару масляных насосов. Опережение зажигания осуществлялось вручную. И эта двухцветная сине-белая махина, могла разгоняться до 204 километров за 60 сек.

За единственную фару, возвышавшуюся над радиаторной решёткой круглой формы, автомобиль стали в шутку именовать «одноглазкой» или «циклопом».

Недостатки конструкции

Восемь цилиндров мотора ЗИС-112 располагались в один ряд, что делало силовой агрегат очень длинным. Установленный в передней части авто, он негативно отражался на развесовке машины. Такое положение, в свою очередь, было чревато неизбежными «заносами» машины на виражах при больших скоростях. Изначально, считалось, что на «головастике», так прозвали машину её конструктора, можно соревноваться в линейных гонках. Но, практика показала, что и для шоссейных соревнований нужно что-то иное.

Как реконструировали Спорткар

В 54-м году ЗИС-112 подвергся глобальной реконструкции. Сама база стала короче на целых 600 мм. На такую же величину снизилась и длина машины. Удалось повысить на 1,6 единиц степень сжатия топливной смеси. Для совершенствования спортивного автомобиля ему добавили ещё пару карбюраторов. Силовые показатели стали несколько выше:

-лошадиных сил 192;
-max скорость 210 км в час;
-обороты – 3800 в мин.

ЗиС-112 ЗиС-112

Нетрудно представить до какой степени нагревался двигатель. Его охлаждение было далеко не идеальным. Под металлическим куполом водитель задыхался от нестерпимого жара. Но, если убрать обтекаемую крышу, то все усилия будут напрасными.

Это проблему решить так и не удалось.

В следующем году чемпионат СССР проводился в столице Белоруссии. Кольцо длиною в 42 км «соорудили» из двух шоссейных дорог, соединённых поперечными трассами. Здесь-то и выяснилось, что конструкция не обладает требуемой маневренностью и не может составить конкуренцию другим участникам.

Дальнейшее усовершенствование не проводилось. На протяжении следующих лет спорткар стоял без дела и постепенно ржавел за заводским забором. Такова бесславная история ЗИС-112.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту