ЗиС-115
- Статья опубликована 29.06.2014 08:48
- Последняя правка произведена 29.06.2014 08:48
В ноябре 1942 г. в канун очередной годовщины революции 1917 г. из Спасских ворот на Красную площадь выезжал автомобиль. Неожиданно раздались выстрелы. Стрелявший в машину прятался на Лобном месте. Охранники схватили человека, покушавшегося на жизнь Анастаса Ивановича Микояна. Им оказался сбежавший с фронта Савелий Дмитриев. То ли от волнения дрогнула рука преступника, то ли он не слишком хорошо владел винтовкой, но, к счастью, от его действий никто не пострадал.
Из пояснений дезертира стало ясно, что его целью был не Микоян, находившийся в автомобиле во время покушения, а сам товарищ Сталин.
Такова предыстория появления бронированной машины для высшего руководства страны.
Легковой броневичок
По сути, бронированная легковушка – это одна из модификаций ЗИС-110. Но, в отличие от прочих, в обозначении которых к числу 110 добавлялась одна из букв алфавита, бронированному тяжеловесу дали «свой» номер. Броневичок получил название ЗИС-115.
Конструктора постарались на славу. Кузов 115-го мог противостоять и пулям, и осколкам, так крепка была его броня. Ни одно огнестрельное оружие не могло прострелить двери машины. Толщина защитной стали составляла 6,3 мм, а таких же пуленепробиваемых стёкол – 75,5 мм.
Снизу и сверху автомобиль был тоже защищён. Для этого на нём оборудовали двойное днище и двойную крышу. Примечательно, что остекление дверей опускалось не полностью, а лишь на половину. При этом, движение вниз происходило под действием силы тяжести самих стёкол, стоило только повернуть барашек. Поднимались они посредством гидравлики, установленной внутри двери. Усилили дверные замки. Кроме того, с внутренней стороны пассажирских дверей установили такие же, как в квартирных дверях, цепочки, только помощнее. Теперь не только попасть в авто, но и просто открыть дверь, против воли пассажиров было невозможно. «Безопасная» дверь значительно потяжелела и стала весить почти 3 центнера.
Что пришлось подправить?
Установка брони и прочие меры безопасности сделали автомобиль настолько массивным, что стоявшему на ЗИС-110 двигателю не хватало сил передвигать такую махину. Поэтому броневик оборудовали более сильным мотором со 162 лошадиными силами. И всё же, даже при такой мощности до расчётной сотни в час бронированный автомобиль разгонялся дольше, чем его прототип. Топлива ЗИС-115 «съедал» тоже намного больше. Для преодоления расстояния в сто км ему требовалось немногим менее 30 литров.
Бронированный лимузин планировалось создать таким, чтобы он практически не отличался от обычного авто. Можно сказать, что задача была выполнена. Тому, кто не был специалистом в области автомобилестроения, вряд ли удалось бы найти различия. Но, они были.
Задний мост 110-го был слабоват для грузного броневика, потому его заменили на новый. У нового ведущего моста наружу выступали ступицы. Это было довольно заметно. Для прикрытия выступающих деталей разработали специальную версию колпаков, которые и украсили колёса правительственного лимузина. Сами колёса тоже заменили. Покрышки диаметром 820 мм были изготовлены на автозаводе в Ярославле специально для броневичка.
Основные особенности бронированного лимузина
Отличительной чертой бронированного авто была дополнительная третья фара. Она монтировалась спереди перед радиаторной решёткой. Такой же фарой были отмечены и некоторые ЗИС-110, возившие высшее руководство Кремля.
ЗИС-115 комплектовался системой охлаждения воздуха внутри салона. В багажном отделении расположили саму установку, а компрессор поместили под капот. Охлаждённый воздух подавался сквозь стойки задней стенки автомобиля.
Известно, что под дорогим сукном, которым обшивались задние кресла, находился гагачий пух. Кресла передней части салона обтягивали кожей.
Инструкция прилагается.
К автомобилю прикладывалась инструкция по эксплуатации. Интересная деталь: в этой инструкции, кроме прочего, было указание по поводу сигнального звука. В частности отмечалось, что оно должно было быть «чистым» и «певучим». Кроме того, обозначались тона и интервалы между ними.
Вряд ли все водители правительственного транспорта обладали музыкальным слухом и могли определить: где малая, а где большая терция. Но инструкция была написана, и ей необходимо было следовать…