ЗиС-22

ЗиС-22

Молодая Советская республика, отстаивая независимость, вынуждена была защищать свою огромную территорию. Для этого ей требовалась хорошо вооружённая армия. Красноармейцы, особенно те, что прошли «крещение огнём», были надёжными защитниками. Однако, у них не было достаточно технических средств.

Красной Армии нужны были транспортные средства, способные передвигаться и перемещать массивные грузы в условиях бездорожья. Иными словами, были нужны вездеходы.

В тридцатых годах отечественные предприятия выпускали грузовые машины марки ГАЗ-АА (полуторки) и ЗИС-5 (трёхтонки). Руководство страны поручило специалистам НАТИ (научно-исследовательский тракторный институт) изготовить для военных нужд вездеходы на базе упомянутых машин.

Спустя несколько лет, институт спроектировал два вида полугусеничных вездеходов:
-«ВГ» на базе ГАЗ-АА
-«ВЗ» на базе ЗИС-5

Впоследствии «ВГ» перевоплотился в вездеход марки ГАЗ-60, а второй образец «ВЗ» послужил прототипом для создания автомобиля ЗиС-22.

Достоинства и недостатки ЗИС-22

К изготовлению вездеходов приступили работники московского завода им. Сталина.

Первые испытания опытного образца вездехода ЗИС-22 прошли в один из летних дней 1938 года. Результаты были таковы. По хорошей дороге вездеход за час мог переместиться на расстояние 35,5 километров. При этом на каждую сотню километров в бензобак приходилось заливать 72 литра топлива. На разбитых дорогах расход топлива значительно увеличивался. На то же расстояние требовалось уже на 20 литров топлива больше.

Ведущими у вездехода были задние колёса. Именно к ним и крепились гусеницы, сделанные из двух составляющих: металла и резины.

Настоящими испытаниями для вездеходной техники стало её участие в Финской войне. В 1939 г. стали видны все недостатки, и все достоинства нового изобретения.

С основным своим предназначением ЗИС-22 справлялся совсем неплохо. Он упорно доставлял артиллерийское снаряжение к местам назначения. Никакой другой транспорт не мог перевозить тяжёлые пушки и их снаряды. Правда, для управления вездеходом следовало сначала подучиться и приобрести хорошие навыки. Только опытные водители могли справляться с тяжёлой техникой.

Были у ЗИСов и недостатки. К примеру, резиновые части гусениц были недолговечны. Они слишком быстро стирались и растягивались. Износ приводил к тому, что должное натяжение гусениц пропадало, а вместе с ним исчезало и давление на поверхность земли. Гусеницы начинали проскальзывать, машины часто буксовали. В таком состоянии вездеход уступал по проходимости своему прототипу ЗИСу-5.

ЗиС-22

В результате отрицательные характеристики взяли верх над положительными и, спустя год, в 1940 г. Лихачёв, занимавший в то время пост директора, обратился к вышестоящему руководству с просьбой о прекращении производства ЗИС-22. Просьба была удовлетворена, в существовавшем на то время виде вездеход больше не выпускался.

Просто прекратить выпуск неудачной машины и ничего не делать было нельзя. Военные постоянно напоминали о своих нуждах и требовали регулярной поставки полугусеничной техники.

Перед конструкторами и производственниками стояла задача по изготовлению более надёжных тягачей. И те, и другие потрудились на славу. Всего через год (в 1941 г.) появились сразу три новых модели.

Усовершенствованные вездеходы отличались гораздо большей износостойкостью и надёжностью гусеничного движителя. В дальнейшем такие модели послужили отправной точкой для создания другого вездехода – ЗИС-42, запущеного в серию.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту