ЗиС-8

ЗИС-8

В течение двух лет на заводе имени Сталина в столице нашей Родины выпускался автобус марки ЗИС-8. С 1934 по 1936 год из ворот московского автозавода выехало менее шестисот автобусов упомянутой марки, точнее 547 штук.

Интересно, что именно ЗИС-8 стал первым общественным видом транспорта, который СССР экспортировал за рубеж. Партия отправленных в Турцию автобусов состояла всего из 16 единиц техники. Турки решили приобрести автобусы, так как по достоинству оценили ранее закупленные советские грузовики марки ЗИС.

Каким он был?

ЗИС-8 не был рассчитан на дальние переезды. Он предназначался для перевозки городских жителей. Вместимость транспортного средства была относительно небольшой – всего 29 человек. Сидеть могли 22 пассажира.

Автобус имел внушительные габариты: 7 метров в длину и 2,3 метра в ширину. Кузов устанавливался на шасси, позаимствованное у ЗИС-11. Причём, для автобуса шасси несколько увеличили. Если родное составляло 3,81 метр, то тут длина была на 0,61 метр больше.

Объём шестицилиндрового мотора автобуса составлял 5,55 литров. Мощность такого мотора равнялась 73-м лошадиным силам. Даже при полном салоне, когда общая масса транспортного средства возрастала до отметки 6,1 тонны, автобус мог развивать большую по тем временам скорость – 60 км/час.

Что интересно: только гружёный автобус имел плавный ход. В то время, когда пассажиров было мало или совсем не было, о ровном ходе говорить не приходилось. На каждой кочке и ямке автобус швыряло из стороны в сторону.

Такому поведению машина была обязана установленным на ней упругим элементам: рессорам, пружинам, торсионам. В зависимости от нагрузки жёсткость этих элементов не менялась, вот и качало автобус, будто не по дороге он ехал, а плыл по волнам.

Внешне ЗИС-8 мало чем отличался от более ранней модели – АМО-4. Кузов остался практически таким же, что и был. Основные отличия внешне были не видны, но они были. Например, рама стала усиленной за счёт расположенной вдоль лонжеронов накладки. Двигатель стал более сильным, так как увеличился диаметр поршней. Передние колёса снабдили механическими тормозами взамен старых гидравлических. Кроме этого, в автобусе установили систему электроснабжения на 12 Вольт. Бензобак ЗИС-8 «располнел» более, чем на сорок литров и достиг отметки в 105 л.

Кузова первых советских автобусов делали так. Сначала сооружали деревянный каркас, а затем нашивали на него металлические листы. И.Ф. Герман, занимавший в кузовном цехе завода должность начальника, предложил изменить технологию изготовления деревянного каркаса.

Суть предложения состояла в изготовлении сначала отдельных узлов: основания, боковых стенок, крыши, двери, передней и задней стенок, а затем соединения готовых частей в единое целое. Простое решение позволило многократно снизить трудозатраты и стоимость работ.

Выпуск прекращён, а автобусов становится всё больше

Во втором полугодии 36-го завод им. Сталина подвергся масштабной реконструкции. В связи с этим дальнейшее производство автобусов пришлось свернуть. Но городское население увеличивалось, и для его перевозки требовался транспорт.

Автобусы, очень похожие внешне на ЗИС-8, стали появляться на территории всего Советского Союза. Известно, что кузова для них изготавливали и по заводским чертежам, и просто по готовому образцу. Так или иначе, но городские автобусы собирались в Ленинграде, Тбилиси, Киеве, Туле, Ростове-на-Дону, Иркутске и в ряде других городов. Как и в случае с прототипом кузова монтировали на шасси ЗИСов.

Некоторые предприятия, в частности те, что имели неплохую производственную базу и штатных конструкторов, даже усовершенствовали исходный экземпляр. Например, автобусы тульского, ленинградского и калужского производства имели более обтекаемые кузова.

С использованием удлиненной рамы ЗИС-8 на авторемонтном заводе АТУЛ к концу 1936 года создали новую марку общественного транспорта – автобус АЛ-2. Ленсоветовский автобус имел дополнительную мост-балку. Кроме того, иной была его колёсная формула: 6х2.

Автобус АЛ-2 Автобус АЛ-2

Автобусы АЛ-2 выпускались вплоть до 1940 года. В военные годы их не изготавливали. Но те, что уже были сделаны, продолжали использоваться до середины XX века. Их неоднократно ремонтировали и латали в автомастерских.

В кузовном отделе научного автотракторного института, занимавшегося проблемами автомобилестроения (современный НАМИ), на базе ЗИС-8 был разработан проект и налажен выпуск автобуса для перевозки граждан, приезжающих на курорты.

На одном из московских заводов – «Аремкуз» грузопассажирские автобусы типа ЗИС-8 выпускались до 1941 года.

Большое количество транспорта появилась, благодаря усилиям тружеников ленинградского авторемонтного завода №2 . Продукция АРЗ № 2 практически не отличалась от прототипа. Получить копию заводу, наработавшему к тому времени огромную практику по изготовлению различных кузовов, было совсем несложно.

ЗИС-8 послужил не только для создания автобусов. На его основе собирались специализированные фургоны для доставки всевозможных товаров, в том числе, продуктовых (мясопродуктов, хлеба) и промышленных.

Стоит вспомнить и об экспериментальных газогенераторных автобусах марки ЗИС-8. Подобные ЗИСы оборудовались прицепами - тележками, в которых и размещался генератор.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту