БелАЗ-548

БелАЗ-548 БелАЗ-548

БелАЗ-548 – 40-тонный самосвал, построенный в 1962 году на белорусском автомобильном заводе. Эта модель, также как и “БелАЗ-540”, была базовой. Их конструкция заложена в основу целого семейства большегрузных грузовиков.

Самосвалы “БелАЗ-548” и “БелАЗ-540” состоят из одних и тех же основных узлов, что упрощает эксплуатацию и освоение их производства.

Кабина одноместная, однако места в ней вполне достаточно для размещения еще одного человека, допустим, напарника или инструктора по вождению.

Новая компоновка ходовой части – “двигатель возле кабины” позволила уменьшить габариты машины, что положительно сказалось на маневренности. Укороченные база и длина машины, двухосное выполнение подвески, а также наклон кузова вперед дают возможность рационально распределять вес по осям, наилучшим образом использовать площадь автомобиля, улучшить устойчивость и уменьшить собственный вес.

БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548

На опытные образцы “БелАЗ-548” устанавливался двигатель Д12А-525 мощностью 525 л.с. при 2100 об/мин. В серийных моделях он был заменен на ЯМЗ-240H – двенадцатицилиндровый V-образный дизель, с углом развала цилиндров 75 градусов. Аналогичный двигатель ЯМЗ-240 устанавливался и на “БелАЗ-540”. Отличие между моторами было одно: ЯМЗ-240H был с турбонаддувом и соответственно выигрывал у своего предшественника в мощности: 500 л.с. против 340 л.с..

По показателю удельной мощности “БелАЗ-548” опережает, как “МАЗ-525”, так и “МАЗ-530”: 7.8-8 л.с./ т. против 6 л.с./т..

Двигатель установлен на трех точках. Задняя часть через картер маховика по бокам опирается кронштейнами на четыре резиновые подушки. Передняя часть имеет шарнирное крепление на поперечной балке, которая также опирается своими концами на четыре резиновые подушки.

Чтобы продлить работу двигателя в тяжелых карьерных условиях, предусмотрена улучшенная очистка масла, топлива и воздуха. Заливная горловина топливного бака полностью герметична и не допускает попадания пыли вместе с топливом. Введен фильтр грубой очистки на магистрали от топливного бака к топливоподкачивающему насосу и, наконец, применен воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли.

Как масляный, так и водяной радиаторы двигателя — шестирядные трубчатоленточные с цельнотянутыми плоскоовальными трубками; алюминиевые бачки имеют по две перегородки, которые позволяют раздвоить поток охлаждаемой жидкости и заставить ее совершать петлевое движение по сердцевине радиатора. Редукционный клапан, установленный в горловине водяного радиатора, поддерживает в системе охлаждения давление, превышающее атмосферное и тем самым герметизирует ее.

Жалюзи с вертикальными пластинами установлены перед радиатором и управляются из кабины водителя. Обдув радиатора обеспечивают два вентилятора, которые приводятся от коленчатого вала двигателя посредством клиноременной передачи.

Если температура воздуха ниже 5 градусов по цельсию, то срабатывает автоматический прогрев двигателя.

БелАЗ-548 БелАЗ-548

Автомобиль оснащен гидромеханической трансмиссией, которая состоит из трехступенчатой коробки переключения передач и гидродинамического трансформатора. Такая трансмиссия оптимально подходит для тяжелых условий карьерных работ, к тому же она способствует увеличению срока службы техники и, главное, значительно улучшает условия труда водителя.

Повышающая передача монтируется в одном блоке с гидротрансформатором, представляет собой редуктор с тремя валами, служащий для повышения оборотов насосного вала гидротрансформатора. Предельный коэффициент трансформации 3,5.

На гидротрансформаторе четыре колеса, отлитых из алюминиевого сплава. Ведущий вал находится в жестком зацеплении с насосным колесом, а турбинное колесо прикреплено к входному валу коробки передач. Венцы реактора соединены с корпусом через роликовые механизмы свободного хода, обеспечивающие при уменьшении сопротивления движению автомобиля переход гидротрансформатора на режим гидромуфты.

Все шестерни трехступенчатой, двухвальной коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Каждая передача включается своим фрикционом. Детали коробки заключены в картер, который вместе с крышкой и картером повышающей передачи составляет единый блок, имеющий четыре лапы для крепления на шасси автомобиля. Снизу к нему крепится поддон, являющийся резервуаром для трансмиссионного масла.

Фрикцион коробки передач — многодисковое сцепление, работающее в масле. При включении фрикциона масло под давлением попадает в усилитель, перемещает поршень, который через посредство системы пружин и нажимного диска сжимает пакет дисков с металлокерамическим покрытием.

Гидравлическая система трансмиссии состоит из ветви охлаждения гидротрансформатора и ветви переключения передач в коробке. Управление коробкой передач осуществляется из кабины водителя через золотниковый механизм. В зависимости от положения рычага переключения на рулевой колонке, а следовательно, и положения золотников, масло по каналам в картере коробки и валах поступает в соответствующий фрикцион.

БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548

Передаточные отношения коробки передач позволяют: преодолевать наиболее трудные участки пути в карьерах на первой передаче при работе гидротрансформатора; двигаться на наиболее часто встречающихся в карьерах уклонах 4,5—10 процентов на второй передаче с гидротрансформатором, работающим на режиме гидромуфты (без переключения передач); развивать максимальную скорость на третьей передаче. В карданной передаче применены шарниры открытого типа. Игольчатые подшипники кардана уплотняются резиновыми сальниками.

Главная передача состоит из центрального и бортовых редукторов, монтируемых в ступицах ведущих колес. Одноступенчатый центральный редуктор имеет пару конических шестерен и конический дифференциал. Бортовой редуктор планетарного типа представляет собой цилиндрические прямозубые шестерни.

Картер ведущего моста отливается из стали, в него запрессованы трубчатые кожухи полуосей разгруженного типа. Для крепления элементов подвески на картере сделаны приливы.

В карьерных условиях значительно изменяется статическая нагрузка на оси у груженого и порожнего автомобиля (о пределах 4:1), возникают большие динамические перегрузки при езде по дороге с неровной поверхностью и при загрузке экскаватором. Вот почему подвеска большегрузных самосвалов должна иметь переменную жесткость. Этому требованию наиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска высокого давления со встроенным в нее амортизатором телескопического типа, или, как ее называют, пневмогидравлическая. На самосвале БелАЗ-548 передняя ось подвешена на двух цилиндрах, а задний мост — на четырех: по два с каждой стороны моста. Цилиндры передней и задней подвесок унифицированы по диаметру и конструкции, они отличаются только длиной. В связи с различными нагрузками рабочее давление воздуха в цилиндрах задней подвески больше, чем в цилиндрах передней.

Пневмогидравлические цилиндры подвески работают по телескопическому принципу. При ходе отбоя масло из кольцевой полости основного цилиндра перегоняется через амортизатор в цилиндр противодавления, сжимая находящийся в нем газ. Благодаря его сжатию ход отбоя ограничивается. При ходе сжатия масло под давлением газа заполняет кольцевой объем между основным цилиндром и цилиндром противодавления; в этом случае ограничение хода достигается благодаря повышению давления газа в основном цилиндре. Уплотнение подвижных соединений пневмогидравлических цилиндров выполнено в виде V-образной фторопластовой или капроновой манжеты. Для уплотнения неподвижных соединений применены резиновые кольца.

БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548

Цилиндры пневмогидравлической подвески воспринимают только вертикальные нагрузки. Толкающая и тормозная силы, а также тормозной и реактивный моменты передаются на раму через систему шарнирно установленных продольных штанг, образующих параллелограмм. Боковые силы в передней подвеске передаются на раму через поперечную штангу и в задней подвеске — через верхние продольные рычаги, которые одновременно являются верхним звеном параллелограмма.

В рулевом механизме трение скольжения заменено трением качения — между винтом и гайкой установлены шарики, перекатывающиеся по их резьбе. Гайка выполнена в виде зубчатой рейки, которая зацепляется с сектором, крепящимся на вале рулевой сошки.

Для облегчения управления автомобилем в конструкцию рулевого управления введен гидравлический усилитель. Он представляет собой цилиндр с каналами в стенке, внутри которого помещен поршень. Шток гидроусилителя крепится одним концом на раме автомобиля. На переднем конце цилиндра смонтирована распределительная головка, в которой находится золотник, соединенный с рулевой сошкой. При перемещении золотника посредством рулевого механизма та или другая полость цилиндра сообщается с насосом, и автомобиль поворачивает в нужную сторону.

Тормозная система включает в себя основные колесные тормоза колодочного типа с пневматическим приводом и ручной тормоз ленточного типа, барабан которого закреплен на фланце выходного вала коробки передач. Специфика работы в карьерах продиктовала необходимость в раздельном приводе к передним и задним тормозам; он осуществлен посредством использования двухполостного тормозного крана, вторая полость которого служит для подвода воздуха к задним тормозным механизмам через дополнительный воздухораспределительный клапан. Предусмотрен также дополнительный аварийный привод. Для питания тормозной системы воздухом применен компрессор автомобиля ЗИЛ-130.

Бездисковые колеса имеют разъемный обод с коническими полками. Крепятся передние колеса при помощи прижимов, а задние двухскатные — посредством клиньев и прижимов.

Шины автомобиля БелАЗ-548 24-слойные, размером 20,00X33; они монтируются на обод 15,00X33.

БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548 БелАЗ-548

Опрокидывающий механизм самосвала включает в себя два телескопических гидроподъемника, золотниковый гидрораспределитель, кран управления, масляный бак и систему насосов и трубопроводов. Последняя, благодаря специальному автомату переключения, обеспечивает работу гидроусилителя руля при неработающем гидроподъемнике.

Эта объединенная гидравлическая система питается от насосов НШ-48, установленных на фланцах повышающей передачи гидромеханической трансмиссии. В целях безопасности движения предусмотрен дублирующий привод насоса; при заглохшем двигателе он может работать от ведущих колес через трансмиссию.

Когда действует усилитель руля, насосы включены последовательно. Если же работает опрокидывающий механизм, они переключаются автоматом на параллельный режим.

Цилиндр опрокидывающего механизма автомобиля БелАЗ-548 — четырехзвеньевой, двойного действия. Нижняя и верхняя его опоры имеют сферические опорные головки.

Максимальное давление в гидравлической системе опрокидывающего механизма равно 80-90 кг/см2.

Лонжероны рамы изготовлены из листовой низколегированной стали и имеют закрытое сечение переменной высоты. Такая конструкция хорошо сопротивляется скручиванию, что весьма важно при работе в карьерных условиях.

Кузов автомобиля БелАЗ-548 аналогичен по конструктивной схеме с кузовом БелАЗ-540. Отличаются они друг от друга емкостью и прочностью. Кузов изготовлен из стали 157С. Его днище в отличие от автомобиля МАЗ-525 сделано однослойным. Предусмотрен обогрев днища отработавшими газами.


Характеристики:

 Производитель: Белорусский автомобильный завод
 Годы производства: 1968–1975 гг.
 Грузоподъемность: 40 тонн.
 Вес в снаряженном состоянии: 26.5 тонн.
 Длина: 8,16 м.
 Ширина (по задним шинам): 3.7 м.
 Высота (по козырьку кузова): 4,2 м.
 Минимальный радиус поворота (по наружному колесу) 9,5 м.
 Объем грузовой платформы: 21,7 м3.
 Скорость: 57 км/час.
 Двигатель:
двенадцатицилиндровый дизель ЯМЗ-240Н с турбонаддувом, рабочий объем — 22299 см3, 500 л. с. при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 185 кгс*м при 1500 об/мин;
 Диаметр цилиндра: 130 мм.
 Ход поршня: 140 мм.
 Трансмиссия: гидромеханическая.
 Размер шин: 20,00X33
 Подвеска колес: пневмогидравлическая независимая
 Тормозная система: раздельная для передних и задних колес с пневматическим приводом.
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту