Московский автосборочный завод
- Статья опубликована 04.07.2014 09:21
- Последняя правка произведена 02.01.2015 06:17
История образования предприятия.
Шестого ноября 1930-го года в Москве был запущен автосборочный завод. За год до этого компанией Ford Motor была подписана договорённость о постройке нескольких заводов по автосборке автомобилей. В том числе и в Москве. В соответствии с решением Всесоюзного автотракторного объединения от декабря 1930-го года, предприятие назвали Государственным автосборочным заводом имени КИМ в Москве.
Из американских комплектующих предприятие приступило к сборке легковых и грузовых машин марки «Форд». В 1932-ом году был отстроен автозавод в Нижнем Новгороде и завод им КИМ в Москве, став его филиалом, освоил производство советских машин «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» вместо ранее выпускавшихся «Форд-A» и «Форд-AA»
В 1939-ом году, согласно приказу Наркомата среднего машиностроения автопредприятие КИМ было выведено из состава ГАЗ и введено в Глававтопром в качестве самостоятельного предприятия под названием «Московский автомобильный завод им. КИМ», на коем до начала Отечественной войны было выпущено пять сотен машин «КИМ-10-50».
Во время войны автозавод КИМ произвёл для армии сотни автомобилей с упрощённым кузовом. Также в это время на нём осуществляли ремонт военных автомобилей.
Весной 1945-го, Совет Министров СССР принял постановление о переименовании предприятия в «Московский завод малолитражных автомобилей», на котором спустя 2 года стали выпускать малолитражку «Москвич-400», взяв в качестве образца для подражания «Опель – кадет К-38».
В 1954 году «Москвич-400» был усовершенствован, и свет увидела новая модель «Москвич-401», а чуть позже, в 1956 году, был освоен выпуск «Москвич – 402», а 1958-ом – «Москвич- 407».
Нужно отметить, что помимо седанов предприятие впервые в Советском Союзе освоило производство «универсала»» и даже полноприводного автомобиля.
С 1964-го года было освоено производство более продвинутой модели «Москвич-408», а спустя три года, в 1967-ом году, с конвейера вышел юбилейный миллионный авто «Москвич-408».
В последнем квартале 1967-го года была представлена первая пробная партия, ставшего потом достаточно популярным среди советских граждан автомобиля «Москвич-412». На следующий год выпускаются его модификации «Москвич-427» - универсал, а также «Москвич 434» - фургон.
В октябре 1968-го года предприятие было в очередной раз переименовано. В связи с пятидесятилетним юбилеем ВЛКСМ, завод получил имя «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола», которое он и носил вплоть до распада СССР. В том же году была произведена реконструкция предприятия и освоены дополнительные мощности по выпуску автомобилей.
В 1971-ом было организовано автопроизводственное объединение «Авто-Москвич». К этому времени, после запуска нового конвейера выпуск «Москвичей» возрос в два раза.
В декабре 1975-го года был освоен выпуск новых моделей таких как «Москвич-2138», «Москвич-2140» и началась разработка целого семейства внедорожников «Москвич – 415416».
С 1986-го года начинается выпуск нового автомобиля «Москвич – 2141», а в 1988-ом году было прекращено производство «Москвич – 2140».
В середине 1990-х «АЗЛК» был акционирован и превратился в ОАО «Москвич». В то кризисное для страны время первая остановка основного производственного конвейера произошла в 1992-ом году. А, непосредственно с 1994-го года предприятие находилось на краю банкротства и часто останавливалось. Иногда, даже более чем на год. Тогда, чтобы хоть как-то поправить ситуацию, предприятие представило общественности новую модель автомобиля «Юрий Долгорукий», который оснащался двигателями от ВАЗ и Рено. Чуть позже – ещё одну модель. Она также была оснащена двигателем от Рено и называлась «Князь Владимир».
В 97-ом году появилась очередная новая модель, которая также оснащалась импортными узлами и агрегатами, а также двигателем от Рено. Новинка получила название «Святогор».
После «Святогора» был налажен выпуск последующей новой модели «Калита», которая также была оснащена двигателем от компании «Рено». Уже в ноябре 1998-го года была попытка освоить выпуск полноприводной версии «Калиты», а к марту 99-го увидели свет другие новинки: «Дуэт – 1» и «Дуэт -2»
Финансовые проблемы предприятия.
В 2000-ом году предприятие, которое было убыточным, резко снизило объёмы своего производства. Так, например, в 2001-ом году из ворот «Москвича» вышло всего восемь сотен машин. В том же 2001 году к министру Газизулину обратился гендиректор «Москвича», который настоятельно просил о реализации старой площадки предприятия, на коей предприятие существовало с 30-го года. С 1986-го года все работы на этих площадях были остановлены и, её территория не приносила, кроме убытков, ровным счётом ничего. Стоимость её была предостаточная, чтобы оплатить задолженность «Москвича» перед «Мосэнерго». Долг предприятия в то время насчитывал $1 млрд.
В 2002-ом году конвейеры «Москвича» вновь встали, и с тех пор, предприятие производит только некоторые запчасти для ранее выпущенных автомобилей. В связи с критической ситуацией предприятие было отдано под внешнее управление.
Интересен факт: в 2005 году на базе недостроенного завода по производству двигателей, правительство Москвы совместно с мировым гигантом "Рено" запустили новое совместное предприятие "Автофрамос".
Далее в Москве, по решению кредиторов завода, состоялся аукцион, на котором было выставлено и продано с молотка 54 объекта, которые принадлежали «Москвичу». Управляющая компания «Метрополь» стала покупателем и новым владельцем.
Таким образом, всё, что осталось от некогда былой гордости советского автопрома, завода «Москвич», - это огромная территория в 130 гектар, вымороженное дорогостоящее немецкое оборудование, а также пустующие огромные цеха. Известно, что в конце 80-х годов правительством СССР было выделено для «АЗЛК» 350 миллионов рублей на постройку производства двигателей (правда это была лишь часть необходимой предприятию суммы), Проект прекратил своё существование вместе с развалом Советского Союза. Почти всё оборудование развезлось по всей России, электроснабжение с отоплением отключили, а тысячи работников были вынуждены уйти в никуда. Остатки оборудования законсервировали, двери корпусов заварили.
В феврале 2006-го года «Москвич» был признан официально банкротом. Тем не менее, правительство Москвы не оставляет надежд наладить на территории завода производство автомобилей или же комплектующих к ним. Рассматривалась, в частности, возможность об использовании помещений «Москвича» для расширения производства популярной в России модели Рено Логан. И вполне возможно, что это ещё не конец истории.