Тягач МТЛБ
- Статья опубликована 04.12.2016 09:26
- Последняя правка произведена 04.12.2016 06:31
МТЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.
МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
Имеет прозвище «мотолыга» («маталыга»), «эмтээлбэшка».
После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.
Гражданский вездеход весьма популярен среди охотников и рыболовов. Приобрести запчасти, в частности бортовую передачу мтлб можно на данном сайте.
Применение в бою
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.
Технические характеристики Тягач МТЛБ:
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина корпуса, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | ЯМЗ-238В |
Мощность двигателя, л. с. | 240 |
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5—6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельная мощность, л. с./т | 19,7—24,7 |
Тип подвески | независимая торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,45 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |