ГАЗ-42
- Статья опубликована 16.08.2014 16:21
- Последняя правка произведена 16.08.2014 16:45

Автомобиль ГАЗ-42, оборудованный газогенераторной установкой НАТИ Г-14, был спроектирован в 1936 году под руководством инженера С.Г. Косова на базе автомобиля ГАЗ-АА. С 1939 года началось его серийное производство на Горьковском автомобильном заводе.
Компоновочная схема автомобиля предусматривала размещение газогенератора, очистителя и ящика для чурок за кабиной водителя. Секции охладителя устанавливались под грузовой платформой и крепились к раме. Вентилятор находился на правой подножке кабины.
Технологическая схема газогенераторной установки включала: газогенератор, в котором вырабатывался газ при сжигании древесных чурок; две секции охладителя последовательного охлаждения и грубой очистки газа; очиститель, где проходила окончательная очистка газа; смеситель, в котором полученный газ смешивался с воздухом перед поступлением в цилиндры двигателя; вентилятор для розжига топлива в газогенераторе. Газогенератор работал по принципу обращенного процесса газификации, при котором отбор газа производился из нижней части его корпуса, что позволяло уменьшить содержание смолистых веществ в газе.
Газогенераторная установка массой 400 кг вырабатывала 65 кг газа в час и обеспечивала мощность двигателя 23,5 кВт (32 л.с.), что позволяло автомобилю развивать максимальную скорость 55 км/ч, грузоподъемность достигала 1,5 т. Низкие технические показатели автомобиля объяснялись возросшей его снаряженной массой и меньшей теплотворной способностью газа по сравнению с бензином.


На автомобиль устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Пуск его проводился двумя способами. Основным был пуск на газе без применения бензина. При этом был необходим предварительный розжиг топлива в газогенераторе с помощью вентилятора, для чего требовалось до 10 мин. Второй способ предусматривал пуск на бензине с использованием пускового карбюратора. Розжиг топлива в газогенераторе осуществлялся тягой двигателя с последующим переводом его работы на газ (время пуска сократилось до 3 мин).
В связи с включением в электрооборудование машины вентилятора для розжига топлива в газогенераторе емкость аккумуляторной батареи увеличилась до 112 А*ч. Трансмиссия и ходовая часть автомобиля по конструкции и компоновочной схеме были аналогичны базовому автомобилю ГАЗ-АА. Это дало возможность сохранить прежними показатели опорной и профильной проходимости и автомобиль смог успешно эксплуатироваться по грунтовым (проселочным) дорогам.
Автомобиль ГАЗ-42 с полной расчетной нагрузкой имел запас хода по топливу на одной заправке бункера чурками (45-50 кг) до 80 км, а с учетом возимого запаса – до 200 кг. Продолжительность работы двигателя без чистки газогенераторной установки составляла не менее 1000 км пробега.
В период Великой Отечественной войны в условиях жесткого лимита на жидкое топливо газогенераторные автомобили успешно эксплуатировались не только в тылу страны, но и на фронтах, в частности, половина транспортных автомобилей блокадного Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота была оснащена газогенераторными установками.


В послевоенные годы, когда в нашей стране начала быстро развиваться газовая промышленность, газогенераторные автомобили начали вытесняться газобалонными, работающими на более дешевом природном газе.
Подполковник запаса А.Протасов, кандидат технических наук.
Технические характеристики ГАЗ-42:
Производитель: | ГАЗ | |
Годы пр-ва: | 1939—1946 | |
Сборка: | ГАЗ | |
Класс: | 1,2 тонны | |
Платформа: | ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ | |
Колёсная формула: | 4*2 | |
Двигатели | ГАЗ-ММ | |
Трансмиссия | 4-ст. мех. | |
Длина: | 5335 мм | |
Ширина: | 2030 мм | |
Высота: | 1970 мм | |
Клиренс: | 200 мм | |
Колёсная база: | 3340 мм | |
Масса: | 2050 кг | |
Макс. скорость: | 50 км/ч | |
Похожие модели: | ГАЗ-43 | |
Грузоподъёмность: | 1200 кг | |
Расход топлива: | 50—55 кг/100 км |