ГАЗ-ГЛ1
- Статья опубликована 30.09.2014 02:43
- Последняя правка произведена 30.09.2014 02:58
В СССР в 30-е годы наблюдался дефицит спортивных автомобилей, хотя руководство страны и провозгласило курс на полную автомобилизацию армии и промышленности. Было организованно множество автоклубов, но их членам было просто не на чем ездить. Дошло до того, что в мае 1938 года лётчик Михаил Громов чуть было, не побил рекорд СССР, достигнув скорости 141,565 км/ч на подаренном ему американцами серийном автомобиле «Корд-812». При этом он никак к заезду не готовился и автомобиль не модифицировался специально под соревнования. В результате советское руководство издало специальное постановление запрещающее выступать в автомобильных соревнованиях на территории СССР на зарубежной технике.
Однако возникла проблема насыщения автоклубов отечественной спортивной автотехникой. При этом необходимо было учесть, требования армейского руководства, которое планировало с помощью авто-мотоклубов получить необходимое количество технически грамотных военнослужащих. В целях решения данной задачи, партийное руководство поставило задачу автомобильным заводам и научно-исследовательским институтам автомобильной тематики по проектирование и созданию спортивных автомобилей, предназначенных для участия в кольцевых автогонках.
В рамках этой программы на Горьковском Автомобильном Заводе был создан автомобиль конструкции Евгения Агитова ГАЗ-ГЛ1. При этом создатель автомобиля, имея достаточно скромные возможности в качестве работника автомобильного завода, смог построить машину, которая вполне могла конкурировать с детищем В.И. Ципулина, сотрудника НАМИ, имеющего прекрасно материально-техническую и научную базу для проектирования и производства новых опытных автомобилей.
Базой спорткара стал вполне современный на тот момент автомобиль ГАЗ-М1, выпускающийся серийной с 1953 года на основе американской машины «Ford-V8-40» образца 1933 года. Такой подход отличал в лучшую строну проект Агитова от проектов других конструкторов советский спортивных автомобилей, которые строились на основе давно устаревшего ГАЗ-А. При этом, так как советские специалисты так и не смогли освоить выпуск фордовского V-образного двигателя, поэтому машина комплектовалась имеющим объём 3285 кубических сантиметров мотором собственной разработки. Агрегат был рядным четырёхцилиндровым, мощностью 50 лошадиных сил и его прообразом стала силовая установка Ford-BB.
Раму конструктор взял от ГАЗ-М1. На неё был установлен обтекаемый кузов с лобовым стеклом, а так же водительским и пассажирским креслами. При этом Е. В. Агитов имея свое мнение по вопросу обтекаемости автомобилей, значительно отличающееся от точки зрения Никитина, Гиреля и Ципулина, сделал свой кузов «приплюснутым» в задней части в горизонтальной плоскости, образуя тем самым широкий хвост.
Для участия в гонках серийный мотор ГАЗ-М1 основательно переработали. У него увеличили степень сжатия, установили на него новую экспериментальную головку цилиндров с увеличенными диаметрами клапанов. Обновлённый двигатель смог выдавать 65 лошадиных сил и при 3200 об./мин. Это был рекорд мощности двигателя ГАЗ-М1. Вес нового спорткара составлял ровно 1000 килограмм.
На испытаниях прошедших в октябре 1938 года ГАЗ-ГЛ1 под управлением А. Ф. Николаева смог достичь средней скорости средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Что бы и дальше развивать скоростные характеристики этого советского спорткара. необходимо было полностью модернизировать машину. Так силовой агрегат заменили на новый двигатель ГАЗ-11, который имел 100 лошадиных сил мощности. При этом возникли некоторые трудности, так новый мотор слишком грелся, а аэродинамика вследствие его установки значительно ухудшилась. Пришлось видоизменять колпак обтекателя, устанавливать новую облицовку радиатора, а так же новые аэродинамические колпаки колёс. Весь выигрыш при этом в области аэродинамики был «съеден» увеличившимся до 1 100 килограммов весом автомобиля. Форсированный ГАЗ-ГЛ1 смог показать скорость 161,87 км/ч, что позволило ему получить звание самого быстрого автомобиля СССР. У машины имелись достаточно широкие перспективы по улучшению своих технических и скоростных характеристик, но этому помешала начавшаяся в 1941 году война.
Наработанный при создании двигателя ГАЗ-11 опыт был использован при создании двигателя для серийного автомобиля ГАЗ-12, который имел мощность 90 лошадиных сил. Сам же ГАЗ-ГЛ1 имел «в отставке» счастливую судьбу – он был помещён в музей ГАЗа, где и находится до сих пор.
Фотографии версии от 1940-го года:
Технические характеристики ГАЗ-ГЛ1:
Год постройки | 1940; |
конструктор | Е. Агитов; |
число мест | 1; |
двигатель: | |
число цилиндров | 6 |
рабочий объем | 3485 см3 |
число карбюраторов | 2 |
клапанный механизм | SV |
мощность | около 100 л. с. при 3600 об/мин; |
число передач | 3; |
размер шин | 6,50—16 дюймов; |
масса в снаряженном состоянии | около 1100 кг; |
база | 2845 мм; |
максимальная скорость | 162 км/ч; |
время прохождения 1000 м с места | 35,5 с. |