ХАДИ-3
- Статья опубликована 20.11.2014 17:42
- Последняя правка произведена 20.11.2014 17:48
ХАДИ-3, прозвище «карандаш» - экспериментальный малогабаритный гоночный автомобиль. За свои сверхмалые геометрически размеры автомобиль «ХАДИ-3» занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Испытания проводились в 1962 г. на высохшем соляном озере Баскунчак.
Одна из наиболее оригинальных и необычных конструкций рекордных автомобилей в истории советского автоспорта, созданная в 1961-1962 гг. в ЛСА ХАДИ В. К. Никитиным и Т. В. Утемовым. Отправной точкой послужила идея о возможности достижения рекордных скоростей с использованием серийного мотоциклетного двигателя при условии предельного снижения массы и габаритов автомобиля. В соответствии с этим колея колес была уменьшена до 350 мм спереди и 380 мм сзади, высота (за счет лежачего расположения гонщика) – до 506 мм. Кузовные панели ХАДИ-3 были выполнены из стеклопластика на металлическом каркасе, что дало возможность существенно снизить массу автомобиля. Упругими элементами подвески являлись резиновые блоки. Вынужденным шагом, предпринятым ради сохранения небольшой высоты, стало использование колес без шин (покрышки размером 4,00-12" изготовления НИИШП для ХАДИ-3 были велики). Каждое колесо представляло собой диск диаметром 400 мм из стеклоткани, проклеенной эпоксидной смолой, и состояло из двух половин. Предполагалось, что такие колеса, обладая некоторой упругостью, на гладкой поверхности не будут нуждаться в пневматических шинах. Двигатель от чехословацкого кроссового мотоцикла ESO-500 имел рабочий объем 498 см³; таким образом, согласно действовавшей классификации рекордных автомобилей ХАДИ-3 относился к классу 3 группы I. Расчетная скорость составляла 220 км/ч.
В 1962 г. ХАДИ-3 под управлением В. К. Никитина впервые принял участие в рекордных заездах на озере Баскунчак. В ходе заездов выяснилось, что колеса при движении получали бóльшие ударные нагрузки, чем это предусматривалось на стадии проектирования, и быстро разрушились. Оперативная замена их стальными дисками, совершенно не имевшими упругости в радиальном направлении, привела к резкому ухудшению управляемости автомобиля. Кроме того, отрицательно сказывалась на управляемости и чрезмерно узкая колея колес. В результате наибольшая достигнутая скорость составила не более 100 км/ч. После этого дальнейшая работа над ХАДИ-3 была прекращена, и на рекордные заезды он впоследствии не выставлялся. Автомобиль сохранился до настоящего времени и находится в музее ХАДИ.
Технические характеристики ХАДИ-3:
Год создания | 1961-62 |
Масса сухая, кг | 160 |
Масса снаряженная, кг | 180 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Двигатель | ESO-500 (мотоциклетный, форсированный) |
Число цилиндров | 1 |
Число тактов | 4 |
Клапанный механизм | OHC |
Рабочий объем, см? | 498 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 36 (6500) |
Расположение | заднее |
Число передач | 4 |
Шасси | несущий кузов |
Габариты, мм | . |
Длина | 3450 |
Ширина | 690 |
Высота | 500 |
Колея передних колес, мм | 350 |
Колея задних колес, мм | 380 |
База, мм | 2400 |
Тип передних тормозов | барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
Передняя подвеска | независимая, на резиновых блоках |
Задняя подвеска | независимая, на резиновых блоках |