ХАДИ-32

ХАДИ-32 ХАДИ-32

ХАДИ-32 (2002-2004) - Первый украинский макетный образец экологически чистого криогенного автомобиля.

Специалисты и ученые Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ) и Харьковского физико-технического института низких температур (ФТИНТ) НАН Украины создали экспериментальную модель криогенного автомобиля (криомобиля) на жидком азоте. Ученые ФТИНТа в 1997 году во главе с профессором С.И.Бондаренко получили патент на криогенную силовую установку для транспортного средства, в том же году в университетах Северного Техаса и Вашингтона (США) начали разрабатывать модели криогенного автомобиля. Вместе с тем идея создать макетный образец украинского криомобиля было решено реализовать совместно с учеными и специалистами ХНАДУ. Главной задачей создания опытного образца автомобиля было оценить принципиальную возможность преобразования энергии сжиженного газа в механическую энергию за счет теплообмена с окружающим воздухом.

В результате выполненных работ во ФТИНТе инженерами А.Я.Левиным, Н.М.Левченко и Б.Н.Муринцом-Маркевичем была изготовлена экспериментальная криогенная силовая установка состоящая из криогенного бака-газификатора, воздушного теплообменника и пневмодвигателя. Криогенный бак-газификатор представляет собой металлический криостат, рассчитанный на рабочее давление паров азота до 1,2 МПа, объединенный с предварительным кольцевым теплообменником. Специалистами был выбран газификатор, имеющий следующие параметры: высота - 900 мм; диаметр – 500 мм; масса – 50 кг; полная масса с жидким азотом – 72 кг; температура газообразного азота на выходе – 173 К (-100º С) при давлении 1,2 МПа. Данный газификатор снабжен устройствами, позволяющими повышать давление паров азота над поверхностью жидкого азота до 1,2 МПа за счет регулируемого теплообмена с окружающим воздухом и подавать парожидкостную смесь со скоростью до 20 г азота в секунду в основной теплообменник криомобиля.

Для макетного образца криомобиля был изготовлен пневмодвигатель (на базе фреонового компрессора ФАК 1,1). Пневмодвигатель имеет следующие рабочие характеристики. Двигатель двухцилиндровый с рядным расположением цилиндров; диаметр цилиндров 40 мм; ход поршней 45 мм; объём цилиндров 113 см3; объём общей всасывающей полости головки блока цилиндров 110 см3; объём общей нагнетательной полости головки блока цилиндров 120 см3; коленчатый вал с оппозитным расположением шатунных шеек; мощность до 1,0 кВт при 900 об/мин; габаритные размеры 0,2´0,2´0,15 м; масса 33 кг.

К изготовлению шасси экологически чистого автомобиля приступили специалисты лаборатории скоростных автомобилей ХНАДУ. Несущая система – монокок изготовленный из композитных материалов, аналогичен тем, которые используют самолёты сверх лёгкой авиации усиленный стальным трубчатым подрамником, трансмиссия заимствована от мотоколяски СМЗ, подвеска передних колес – независимая рычажно-торсионная, подвеска задних колес – независимая пружинная, рулевой механизм реечного типа, тормозная система – двухконтурная с гидравлическим приводом барабанных тормозных механизмов. Проекту был присвоен порядковый номер «ХАДИ 32». В разное время над проектом со стороны ЛСА работали: заведующий лаборатории Иван Владимирович Лукашев, инженер Игорь Николаевич Канищев, лаборант Сергей Корнаух, студенты Дмитрий Экспериандов, Александр Чернышёв, пилотом испытателем был студент Александр Клунный.

ХАДИ-32 ХАДИ-32

Предварительные испытания криомобиля были проведены на сжатом газе. В качестве аккумулятора рабочего газа использовался стандартный баллон со сжатым азотом ёмкостью 50 литров и давлением 15 МПа. Давление на входе в пневмодвигатель ограничивалось до 1,2 МПа редуктором. В ходе предварительных испытаний было выполнено несколько заездов криомобиля, которые показали, что имеющаяся силовая установка способна обеспечить его движение со скоростью до 10 км/час.

Следующим этапом стали испытания с применением жидкого азота. Его масса составила 22 кг при длительности заправки 12 минут. До начала ездовых испытаний была выполнена газификация азота путем подогрева в течение 1–2 минут первичного теплообменника газификатора окружающим воздухом, имеющим температуру +10 °С до давления газообразного азота 1,2 МПа. Пневмодвигатель устойчиво работал при давлении большем 0,8 МПа, а максимальное давление в магистрали достигало 1,2 МПа. Полной заправки бака-газификатора хватило на 14 минут непрерывного движения по кольцевой траектории и 6 минут работы пневмодвигателя на холостом ходу.

Интересуетесь автомобильной электроникой, но не можете определиться с магизином? Можем посоветовать вам carzone.su интернет магазин автоэлектроники, большой ассортимент запчастей, начиная от динамиков и заканчивая авто-сигнализацией.

По материалам сайта lsa.net.ua

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту