ХАДИ-32
- Статья опубликована 05.02.2015 08:45
- Последняя правка произведена 19.01.2017 14:45
ХАДИ-32 (2002-2004) - Первый украинский макетный образец экологически чистого криогенного автомобиля.
Специалисты и ученые Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ) и Харьковского физико-технического института низких температур (ФТИНТ) НАН Украины создали экспериментальную модель криогенного автомобиля (криомобиля) на жидком азоте. Ученые ФТИНТа в 1997 году во главе с профессором С.И.Бондаренко получили патент на криогенную силовую установку для транспортного средства, в том же году в университетах Северного Техаса и Вашингтона (США) начали разрабатывать модели криогенного автомобиля. Вместе с тем идея создать макетный образец украинского криомобиля было решено реализовать совместно с учеными и специалистами ХНАДУ. Главной задачей создания опытного образца автомобиля было оценить принципиальную возможность преобразования энергии сжиженного газа в механическую энергию за счет теплообмена с окружающим воздухом.
В результате выполненных работ во ФТИНТе инженерами А.Я.Левиным, Н.М.Левченко и Б.Н.Муринцом-Маркевичем была изготовлена экспериментальная криогенная силовая установка состоящая из криогенного бака-газификатора, воздушного теплообменника и пневмодвигателя. Криогенный бак-газификатор представляет собой металлический криостат, рассчитанный на рабочее давление паров азота до 1,2 МПа, объединенный с предварительным кольцевым теплообменником. Специалистами был выбран газификатор, имеющий следующие параметры: высота - 900 мм; диаметр – 500 мм; масса – 50 кг; полная масса с жидким азотом – 72 кг; температура газообразного азота на выходе – 173 К (-100º С) при давлении 1,2 МПа. Данный газификатор снабжен устройствами, позволяющими повышать давление паров азота над поверхностью жидкого азота до 1,2 МПа за счет регулируемого теплообмена с окружающим воздухом и подавать парожидкостную смесь со скоростью до 20 г азота в секунду в основной теплообменник криомобиля.
Для макетного образца криомобиля был изготовлен пневмодвигатель (на базе фреонового компрессора ФАК 1,1). Пневмодвигатель имеет следующие рабочие характеристики. Двигатель двухцилиндровый с рядным расположением цилиндров; диаметр цилиндров 40 мм; ход поршней 45 мм; объём цилиндров 113 см3; объём общей всасывающей полости головки блока цилиндров 110 см3; объём общей нагнетательной полости головки блока цилиндров 120 см3; коленчатый вал с оппозитным расположением шатунных шеек; мощность до 1,0 кВт при 900 об/мин; габаритные размеры 0,2´0,2´0,15 м; масса 33 кг.
К изготовлению шасси экологически чистого автомобиля приступили специалисты лаборатории скоростных автомобилей ХНАДУ. Несущая система – монокок изготовленный из композитных материалов, аналогичен тем, которые используют самолёты сверх лёгкой авиации усиленный стальным трубчатым подрамником, трансмиссия заимствована от мотоколяски СМЗ, подвеска передних колес – независимая рычажно-торсионная, подвеска задних колес – независимая пружинная, рулевой механизм реечного типа, тормозная система – двухконтурная с гидравлическим приводом барабанных тормозных механизмов. Проекту был присвоен порядковый номер «ХАДИ 32». В разное время над проектом со стороны ЛСА работали: заведующий лаборатории Иван Владимирович Лукашев, инженер Игорь Николаевич Канищев, лаборант Сергей Корнаух, студенты Дмитрий Экспериандов, Александр Чернышёв, пилотом испытателем был студент Александр Клунный.
Предварительные испытания криомобиля были проведены на сжатом газе. В качестве аккумулятора рабочего газа использовался стандартный баллон со сжатым азотом ёмкостью 50 литров и давлением 15 МПа. Давление на входе в пневмодвигатель ограничивалось до 1,2 МПа редуктором. В ходе предварительных испытаний было выполнено несколько заездов криомобиля, которые показали, что имеющаяся силовая установка способна обеспечить его движение со скоростью до 10 км/час.
Следующим этапом стали испытания с применением жидкого азота. Его масса составила 22 кг при длительности заправки 12 минут. До начала ездовых испытаний была выполнена газификация азота путем подогрева в течение 1–2 минут первичного теплообменника газификатора окружающим воздухом, имеющим температуру +10 °С до давления газообразного азота 1,2 МПа. Пневмодвигатель устойчиво работал при давлении большем 0,8 МПа, а максимальное давление в магистрали достигало 1,2 МПа. Полной заправки бака-газификатора хватило на 14 минут непрерывного движения по кольцевой траектории и 6 минут работы пневмодвигателя на холостом ходу.
Интересуетесь автомобильной электроникой, но не можете определиться с магизином? Можем посоветовать вам carzone.su интернет магазин автоэлектроники, большой ассортимент запчастей, начиная от динамиков и заканчивая авто-сигнализацией.
По материалам сайта lsa.net.ua