Харьков-1
- Статья опубликована 23.11.2014 16:59
- Последняя правка произведена 23.11.2014 17:16
В первое послевоенное пятилетие в отечественном автомобильном спорте тон безраздельно задавали москвичи и горьковчане. Им принадлежали практически все рекорды, за исключением одного, установленного 24 сентября 1950 г. киевским гонщиком А. Страмцсвым на «Победе». В классе автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателя до 2500 см3 на дистанции 5 км при старте с хода он показал результат 133, 204 км/ч. Здесь необходимо еще раз напомнить, что до 1 мая 1952 г. в СССР рекорды фиксировались в четырех классах: до 1200 см3, до 2500 см3, до 3500 см3 и свыше 3500 см3, и в гонках водитель участвовал вместе с механиком.
Вот при таком «раскладе сил» 31 октября 1950 г. вывел на старт свой первый рекордный автомобиль никому до сих пор не известный харьковский гонщик В. Никитин. Первые рекордные заезды состоялись в черте города, на трассе, ведущей к знаменитому ХТЗ. Необычные соревнования и фантастический вид приземистого, низко распластанного над асфальтом автомобиля с двумя (для водителя и механика) узкими кабинами, привлекли множество зрителей. Первый рекорд по сумме двух заездов В. Никитин установил на дистанции 1. км, стартуя с места — 98,549 км/ч, второй — на той же дистанции при старте с хода — 162,381 км/ч.
Специалисты и гонщики восприняли сообщение о двух рекордах, установленных в Харькове под занавес спортивного сезона, как случайность. Казалось бы, в этом городе нет ни автомобильных заводов, ни научно- исследовательских институтов (не считая учебного — ХАДИ) — откуда быть успеху. Не разубедили их и три следующих рекордных результата, показанных уже в совсем не спортивное время года — зимой. 14 декабря 1950 г. В. Никитин установил третий всесоюзный рекорд скорости: на дистанции 1 км со стартом с места он показал результат 100 км/ч, а при старте с хода на той же дистанции поднял потолок рекорда до 171,592 км/ч. На другой день харьковчанин прошел дистанцию 5 км с хода со скоростью 164,91 км/ч.
Что же представлял собой первый рекордный автомобиль, созданный В. Никитиным на базе легкового автомобиля ГАЗ-20? Широкий, приплюснутый сверху обтекатель, скрывший все выступающие части. Двигатель был сдвинут за передние колеса и расположен перед кабинами водителя и механика, а объем четырех его цилиндров увеличен с 2112 см3 до 2480 см3. При увеличении мощности двигателя до 70 л. с. (против 50 л. с. у серийной «Победы») масса «Харькова-1» составляла всего 1100 кг (у ГАЗ-20— 1460 кг). Увеличение скорости у рекордного автомобиля достигалось за счет улучшения аэродинамики кузова, увеличения мощности двигателя в снижения массы в снаряженном состоянии. Здесь необходимо отметить, что автомобиль харьковского конструктора и гонщика, вслед за «Звездой» и «ГАЗ-Торпедо» был третьим, конструкция кузова которого коренным образом отличалась от кузова серийных легковых автомобилей.
Технические характеристики Харьков-1:
Модель | Харьков-1 |
Год постройки | 1950 |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем, см3 | 2480 |
Мощность, л. с. | 70 |
Число об/мин | 3800 |
Число передач | 3 |
База, мм | 2700 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 1100 |
Скорость, км/ч | 170 |
Расположение силового агрегата | Переднее |
Подвеска колес | Независимая |
По материалам сайта: ussr-autosport.ru,
статьи "РЕКОРДНЫЕ СТАРТЫ «ХАРЬКОВА»" В.Захарова