МАЗ-500
- Статья опубликована 10.12.2015 20:14
- Последняя правка произведена 10.12.2015 17:19
МАЗ-500 – это грузовик производства СССР, созданный на Минском автомобильном заводе в качестве замены грузовых автомобилей двухсотой модели. Выпускался он с 1963 по 1990 год. При этом его прототип был выпущен в свет в 1958 году.
Так как грузовик вышел весьма удачным, его конструкция была взята на вооружение и зарубежными автопроизводителями. Так с 1966 по 1979 год он использовался в Швеции как база для производства грузовика Volvo F86.
Главным отличием от предшественника МАЗ-500 являлась кабина, расположенная над двигателем. Такое техническое решение позволило незначительно снизить вес автомобиля , а также значительно увеличить длину его грузовой платформы. В результате грузовик стал брать на борт на пятьсот килограмм больше.
Первоначально грузовик получил бортовой деревянный кузов и грузоподъёмность 7 500 килограмм. При этом его колёсная база равнялась 3 850 миллиметров.
Позже кузов стал металлическим самосвальным с откидывающимся задним боротом.
Характерной особенностью машины стала декоративная облицовка решётки радиатора, состоящая из четырнадцати вертикальных рёбер, а также кожуха, прикреплённого к задней стенке кабины.
Силовой агрегат на самосвале был использован шестицилиндровый ЯМЗ-236 мощностью 180 лошадиных сил и объёмом 11,15 литра. В пару ему придавалась пятиступенчатая механическая трансмиссия. Благодаря такому слаженному «тандему» автомобиль был пригоден для грузовой эвакуации и мог буксировать прицеп массой до 12 000 килограмм.
Особенностью конструкции МАЗ-500 считается наличие у него абсолютно независимости от энергосистемы автомобиля иных его систем. Так, например, даже усилитель руля использует здесь гидравлический привод. В связи с этим двигатель грузовика мог работать вне зависимости от того, насколько функциональна его энергоситема.
Такое необычное решение было связанно с тем, что грузовик первоначально был создан для армейских нужд, именно для работы в условиях ядерного взрыва. Кроме того, отсутствие электрических приводов позволяло полностью исключить демаскировку МАЗ-500 радиопомехами.
Грузовик имел цельнометаллическую кабину на трёх человек. В ней были установлены:
• вентилятор;
• отопитель;
• противосолнечный козырёк;
• механические стеклоподъёмники;
• автоматический стеклоомыватель и очистители лобового стекла
Благодаря удачной конструкции автомобиль имел несколько модификаций:
МАЗ-500Ш — шасси для различных комплектаций;
МАЗ-500В — отличался наличием металлической платформы;
МАЗ-500Г — бортовой самосвал с удлиненной базой;
МАЗ-500С - был модификацией, созданной для эксплуатации в условиях Севера;
МАЗ-500Ю - модификация для тропиков;
МАЗ-505 — самосвал .
Ему на смену в 1970 году пришёл МАЗ-500А.
В настоящее время грузовик встречается на российских дорогах и полностью исправный автомобиль стоит 80 000 рублей.
Технические характеристики МАЗ-500 :
Общие данные | |
Производитель | МАЗ |
Годы пр-ва | 1965—1977 |
Дизайн | |
Тип(ы) кузова | бортовой грузовик, кабина над двигателем |
Двигатель | ЯМЗ-236 |
Трансмиссия | механическая 5-ступ. |
Главная передача ведущих мостов | двойная с планетарными редукторами в ступицах колёс |
Передаточное число | 7,24. |
Массово-габаритные | |
Длина | 7140 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2650 мм |
Клиренс | 270 мм |
Колёсная база | 3850 мм |
Колея задняя | 1865 мм |
Колея передняя | 1970 мм |
Масса | 6500 кг (собств. снаряжённая) |
Полная масса | 14825 кг (загруженная) |
Динамические | |
Макс. скорость | 75 км/ч - 85 км/ч (МАЗ-500А) |