МАЗ-502

МАЗ-502 МАЗ-502

Грузовик МАЗ-502 был создан на базе семитонного грузового автомобиля МАЗ-200 (ЯАЗ-200) который имел колёсную формулу 4х4.

Серийно он выпускался с 1957 по 1966 год и имел три модификации: без лебёдки, с лебёдкой (МАЗ-502А) и седельный тягач (МАЗ-502В).

МАЗ-502 стал первым двухосным серийным автомобилем, имевшим полный привод, предназначавшимся для нужд армии, созданным Минским автомобильным заводом.

Машина была создана на одной платформе с МАЗ-502 и МАЗ-501. Отличительной её особенностью была оригинальная и удобная система передачи мощности двигателя на трансмиссию.

Таким образом, впервые среди отечественных автомобилей она получила полный привод без отключаемого переднего моста. Этот опыт оказался удачным и использовался на всех советских и российских грузовых автомобилях в дальнейшем.

Ещё одной особенностью конструкции МАЗ-502 стали колёсные редукторы переднего моста, а также несимметричный блокируемый дифференциал.

Что касается силового агрегата, то он был здесь представлен форсированным дизелем ЯАЗ-М204В мощностью в 110 лошадиных сил. Совместно с ним работала пятиступенчатая механическая коробка передача, а также раздаточная коробка, имеющая две ступени, основным назначением которой было распределением крутящего момента между мостами в отношении 1:2.

Трансмиссия имела передаточное число 14,5. При этом автомобиль оснащался пневоусилителем руля. Он помогал водителю управлять машиной в тяжёлых дорожных условиях или при управлении в составе автопоезда с универсальной грузовой платформой.

Из полуприцепов, эксплуатировавшихся с МАЗ-502 можно назвать МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Первый из них был создан для перемещения воинских грузов, а второй – для перевозки личного состава.

Не смотря на то обстоятельство, что автомобиль был разработан для эксплуатации в войсках, в армии он не получил широкого распространения так как его полная масса в 12 тонн и нагрузка на заднюю ось в 7,5 тонн была в несколько раз больше допустимой нагрузки, предусмотренной для многоцелевых автомобилей. В результате МАЗ-502 имел недостаточную подвижность и малую скорость передвижения в 50 км/ч.

Однако в гражданском хозяйстве машина была принята очень хорошо. Дело в том, что грузовик имел достаточно вместительный, но компактный металлический кузов, позволяющий перевозить большие объёмы грузов.

Стоит отметить интересную деталь конструкции автомобиля – односкатные колёса, которые в то время были передовым техническим решением. Вторым интересным техническим решением, применённом на данном грузовике, стало использование лебёдки. Это позволяло автомобилю самостоятельно, без посторонней помощи, выбираться из грязи.

На базе МАЗ-502 было создано несколько модификаций. Так МАЗ-501 первоначально был создан в качестве вездехода военного назначения. Позже его использовали для транспортировки леса. Водители особенно отмечали его исключительную проходимость, которую обеспечивало наличие двускатных колёс.

Ещё одним уникальным автомобилем, созданным на базе 502-ой модели, стал МАЗ-503А. Он также имел первоначально узкую специализацию и предназначался для использования на строительных работах. Однако отличные технические и эксплуатационные качества позволили задействовать грузовик и в других отраслях хозяйства.

Машина могла эксплуатироваться на дорогах первой и второй категории, имя при этом осевую нагрузку в десять тонн. На этом грузовике впервые среди среднетоннажных грузовиков был установлен механизм обеспечивающий разгрузку назад. Для этого пришлось модифицировать кузов, обеспечив ему возможность для откидывания назад заднего борта. Кроме того на нём был установлен козырёк для защиты кабины от атмосферных осадков.

Из иных модификаций МАЗ-502 стоит отметить МАЗ-502А и МАЗ-503А, которые были так удачно сделаны, что стали прародителями целого семейства грузовых автомобилей, многие из которых можно встретить на дорогах и сегодня.


Технические характеристики МАЗ-502:

Общие данные
Производитель МАЗ
Годы пр-ва 1957-1966
Сборка МАЗ
Класс средней грузоподъёмности
Дизайн
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4×4
Двигатели ЯАЗ-204В
Трансмиссия механическая 5-ступ.
Раздаточная коробка двухступенчатая.
Передаточные числа 1 передача — 2,16; 2 передача — 1,18. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.
Массово-габаритные
Длина 7500 мм
Ширина 2700 мм
Высота 2725 мм
Колёсная база 4520 мм
Колея задняя 2030 мм
Колея передняя 2030 мм
Масса 7700 кг
Динамические
Макс. скорость 50 км/ч
Другое
Грузоподъёмность 4000 кг

При эксплуатации дизельных двигателей особое внимание следует уделить карбюратору. Двигатели с большим сроком службы часто имеют проблемы с ними. Хорошо, что сейчас вместо этой технологии появились форсунки cummins, которые служат гораздо дольше.
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту