ВАЗ-Э1101

ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101

История отечественного автопрома свидетельствует о том, что абсолютное большинство машин создавалось для широкого круга пользователей, то есть для обычных граждан. Скромность и доступность, - так можно охарактеризовать автомобили, выпускавшиеся в нашей стране. Никаких излишеств, никакой вычурности, только самое необходимое. Даже в самой престижной автомашине «Волга» невозможно найти и намёка на элементы роскоши.

Первым «Жигулёнком» был ВАЗ-2101 (в простонародии «копейка»). Он был почти полностью скопирован с популярного итальянского Фиата-124.

Неужели обеднела земля русская талантами? Оказывается, нет! Имелись у советских конструкторов и свои оригинальные наработки. Ещё тогда, когда автозавод на Волжских берегах только начинал строиться, родилась идея создания небольшой машины для широких слоёв населения.

Разработкой проекта «Чебурашки» (так любовно именовали компактный автомобильчик) основательно занялось конструкторское бюро в 1968 г. Модели присвоили обозначение Э1101. «Чебурашка» планировался переднеприводным, причём исключительно отечественным, без заимствования основных узлов и деталей у «иностранцев». Проект полностью завершили в том же 1968-м.

ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101

Две половинки полноразмерного макета Э1101 (слева – вариант Ю. Данилова, справа – В. Ашкина)

В следующем году решено было соорудить макет машины, но не уменьшенный, а полномасштабный.

Над разработкой экстерьера трудились две группы. По сути, имелись два проекта разных автомобилей. Для того, чтобы увидеть изобретения «в полной красе» выделили отдельное помещение. Однако его площади для двух полноценных макетов не хватало. Из положения вышли очень просто: машину «поделили» поровну. Правая часть отражала разработку Данилова Ю.В., а противоположная – левая- Ашкина В.А.

После рассмотрений и обсуждений проект Ашкина забраковали как излишне амбициозный и предпочтение отдали «правостороннему» проекту.

Параллельно разработке «Чебурашки» конструировали и другой автомобиль. «Автороллер», так его именовали, имел простенький кузов. Этот экземпляр своим появлением обязан особой популярности «британца» «Austin Mini».

Конструктора ВАЗа в 1969-м воспользовались наличием в НАМИ одной из моделей зарубежного авто (Austin Mini Moke с открытым верхом). Они временно позаимствовали машинку, детально изучили её и сконструировали нечто подобное. Получилась та же самая модель Э1101, только более простая и забавная. За несуразный вид «малыш» получил прозвище «летучая мышь».

ВАЗ-Э1101 Автороллер ВАЗ-Э1101 Автороллер

ВАЗ-Э1101 "Автороллер"

Оценку, поставившую крест на «Автороллере» дал представитель политбюро Кириленко А.П. По его мнению «Автороллер» не был машиной в обычном понимании этого слова. Его можно было считать детской игрушкой. Но для детей Страны Советов иметь столь дорогостоящие игрушки – непозволительная роскошь. После такого заявления высокопоставленного чиновника все работы были свёрнуты. Так бесславно закончилась история простенького Автороллера.

А «Чебурашка» продолжал развиваться. Для него в 1971-м разработали особый оригинальный мотор. Небольшой бензиновый двигатель имел объём всего 0,9 литра. При этом мощность была вполне приличной и равнялась полусотне лошадиных сил. К концу года, в самый канун новогоднего праздника, произошло знаменательное событие – на свет появился новенький аккуратненький ВАЗ-Э1101. Выход автомобиля с конвейера встречали всем коллективом разработчиков.

Коллектив гордился собственным созданием, ведь машина был сконструирована им «с нуля». С появлением в 1971 году на заводе моторного бокса возможности по созданию новых и видоизменению уже имеющихся моторов увеличились. Благодаря этому за короткий промежуток времени для малолитражек разработали ещё два новых двигателя.

ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101

ВАЗ-2Э1101 1973 г.

Переднеприводный Э1101 имел независимую подвеску типа «Макферсон». От ВАЗ-2101 ему «перепала» комбинация приборов, и только. Дорожные испытания автомобиля пришлись на 1972-й год. К этому времени был разработан прототип будущей «Нивы» – Э2121. А в следующем году (1973-м) в свет вышла вторая серия малолитражки. В обозначении нового ВАЗа появилась цифра «2» - 2Э1101. Эта модель отличалась большей мощностью силового агрегата и совершенно иной формой кузова.

ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101

ВАЗ-3Э1101 "Ладога".

Третью серию Э1101 назвали «Ладога» и, как и в предыдущем случае, в маркировку ввели соответствующую номеру модернизации цифру. Получилась модель 3Э1101. Год её рождения – 1976-й.

Серийный выпуск малолитражек так и не был налажен. Документация всех трёх моделей успешно перекочевала на Запорожский завод автомобилей. Там, при использовании полученных технических решений соорудили «Таврию».

Полученный опыт не пропал даром. Часть наработок успешно использовалась при создании «Нивы», часть послужила основой для разработки ВАЗ-2108.


Технические характеристики ВАЗ-Э1101:

Размеры, мм
длина х высота3122 x 1315
база2000
Компоновка
двигательспереди
ведущие колесапередние
Кузовхэтчбек трехдверный
ДвигательВАЗ-1101, бензиновый, карбюраторный, рядный
число цилиндров4
рабочий объем0,9 л
число клапанов8
расположениеверхнее
мощность, л.с./кВт50/36,8
Коробка передачмеханическая четырехступенчатая
Подвески
передняя независимая, пружинная
задняя зависимая, пружинная
Тормозагидравлические
спередидисковые
сзадибарабанные
Электрооборудование12 В
Размер шин6.15—13
Одной из частых причин неполадок двигателя является несвоевременная замена масла. О том, как правильно производить замену масла в коробке ВАЗ можно прочитать здесь.
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту