ХАДИ—13Э

ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э

Лаборатория спортивных автомобилей харьковского автомобильно-дорожного института (ХАДИ) в течение многих лет занимается постройкой машин, предназначенных для побития рекордов скорости. В числе их и гоночный автомобиль ХАДИ—13э. Разработка этого оригинального рекордно-гоночного автомобиля с электродвигателем стала темой коллективного дипломного проекта группы студентов института. Постройка шла под руководством заслуженного мастера спорта СССР, рекордсмена страны В. Никитина.

В основу ХАДИ—13э был положен один из вариантов рекордно-гоночного реактивного автомобиля ХАДИ—9 более ранней постройки. Дизайн машины, подчиненный задаче обеспечить минимальную лобовую площадь при высоких аэродинамических показателях, разработал преподаватель М. Шапошников.

ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э

Автомобиль оснащен кузовом из стеклопластика, электродвигателем, расположенным в задней части кузова, а также независимой подвеской всех колес. Источник тока — 10 серебряно-цинковых батарей.

Для повышения устойчивости машины в ёё задней части предусмотрен стабилизатор, а по бокам – небольшие закрылки.

В ходе официальных рекордных заездов, проводившихся в 1977г на автополигоне «НАМИ» в г.Дмитрове на электромобиле «ХАДИ-13Э» было установлено три новых всесоюзных рекорда (в классе автомобилей до 500 кг). Два из них принадлежат участнику СПКБ студенту В.Сильчику:
- на дистанции 0,5км с места - 96,2 км/час;
- на дистанции 1км с хода – 161,7 км/час.

Третий рекорд установил студент А.Апшилава, пройдя дистанцию 1км с места со средней скоростью 115,9 км/час.

ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э ХАДИ—13Э

«ХАДИ-13Э» демонстрировался на всесоюзной и республиканской выставках-смотрах научно-технического творчества молодёжи: в 1976г – на ВДНХ СССР и несколько раз, начиная с 1977г и позже – на ВДНХ УССР. В 1976г был экспонатом международной выставки в Австрии(Вена). По конструкции и исполнению этот автомобиль повсеместно оценивался, как уникальный, и работа СПКБ по его созданию отмечена многими наградами:
- почётными грамотами ЦК ЛКСМУ и ЦК ДОСААФ;
- дипломами и медалями выставок спорткомитета при СМ СССР. 20 студентов стали лауреатами смотра НТТМ-76 на ВДНХ.

После проведенной реставрации, в 1998 году, автомобиль «ХАДИ-13Э» был передан в постоянно действующую экспозицию музея НТУ КПИ - одного из крупнейших технических музей Украины, где и находится в настоящее время.


Технические характеристики ХАДИ-13Э:

Технические характеристикиГод создания 1947-76
Длина, мм.4300
Ширина, мм.1680
Высота, мм.820
ДвигательКомпаундный электромотор
Мощность, кВт30 при 24 V
Несущая системапространственная, трубчатая, сварная
Кузовстеклопластиковый
Вес автомобиля, кг450
Расчётная максимальная скорость, км/ч220

По материалам сайтов: lsa.net.ua

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту