ХАДИ—13Э
- Статья опубликована 27.01.2015 18:36
- Последняя правка произведена 27.01.2015 18:45
Лаборатория спортивных автомобилей харьковского автомобильно-дорожного института (ХАДИ) в течение многих лет занимается постройкой машин, предназначенных для побития рекордов скорости. В числе их и гоночный автомобиль ХАДИ—13э. Разработка этого оригинального рекордно-гоночного автомобиля с электродвигателем стала темой коллективного дипломного проекта группы студентов института. Постройка шла под руководством заслуженного мастера спорта СССР, рекордсмена страны В. Никитина.
В основу ХАДИ—13э был положен один из вариантов рекордно-гоночного реактивного автомобиля ХАДИ—9 более ранней постройки. Дизайн машины, подчиненный задаче обеспечить минимальную лобовую площадь при высоких аэродинамических показателях, разработал преподаватель М. Шапошников.
Автомобиль оснащен кузовом из стеклопластика, электродвигателем, расположенным в задней части кузова, а также независимой подвеской всех колес. Источник тока — 10 серебряно-цинковых батарей.
Для повышения устойчивости машины в ёё задней части предусмотрен стабилизатор, а по бокам – небольшие закрылки.
В ходе официальных рекордных заездов, проводившихся в 1977г на автополигоне «НАМИ» в г.Дмитрове на электромобиле «ХАДИ-13Э» было установлено три новых всесоюзных рекорда (в классе автомобилей до 500 кг). Два из них принадлежат участнику СПКБ студенту В.Сильчику:
- на дистанции 0,5км с места - 96,2 км/час;
- на дистанции 1км с хода – 161,7 км/час.
Третий рекорд установил студент А.Апшилава, пройдя дистанцию 1км с места со средней скоростью 115,9 км/час.
«ХАДИ-13Э» демонстрировался на всесоюзной и республиканской выставках-смотрах научно-технического творчества молодёжи: в 1976г – на ВДНХ СССР и несколько раз, начиная с 1977г и позже – на ВДНХ УССР. В 1976г был экспонатом международной выставки в Австрии(Вена).
По конструкции и исполнению этот автомобиль повсеместно оценивался, как уникальный, и работа СПКБ по его созданию отмечена многими наградами:
- почётными грамотами ЦК ЛКСМУ и ЦК ДОСААФ;
- дипломами и медалями выставок спорткомитета при СМ СССР. 20 студентов стали лауреатами смотра НТТМ-76 на ВДНХ.
После проведенной реставрации, в 1998 году, автомобиль «ХАДИ-13Э» был передан в постоянно действующую экспозицию музея НТУ КПИ - одного из крупнейших технических музей Украины, где и находится в настоящее время.
Технические характеристики ХАДИ-13Э:
Технические характеристики | Год создания 1947-76 |
Длина, мм. | 4300 |
Ширина, мм. | 1680 |
Высота, мм. | 820 |
Двигатель | Компаундный электромотор |
Мощность, кВт | 30 при 24 V |
Несущая система | пространственная, трубчатая, сварная |
Кузов | стеклопластиковый |
Вес автомобиля, кг | 450 |
Расчётная максимальная скорость, км/ч | 220 |
По материалам сайтов: lsa.net.ua