НАМИ-012

НАМИ-012 НАМИ-012

В 30-е годы СССР испытывал значительные трудности по всем направлениям: промышленность была не развита, страна находилась в международной изоляции и ещё не оправилась от гражданской войны, существовал дефицит материалов, промышленных механизмов и топлива. В этих условиях советские автомобилестроители начали искать возможность создания таких автомобилей, которые смоги бы работать на иных видах топлива кроме бензина и солярки.

Одним из таких автомобилей стал НАМИ-012. Этот разработанный в 1949 году грузовик стал первым паровым грузовым автомобилем, созданным в СССР. Машина работала на дровах и заказчиком его создания выступили МГБУ и ГУЛАГ. Планировалось запустить его в серию, поэтому было построено три опытных экземпляра.

НАМИ-012 НАМИ-012

А началась история разработки этого необычного автомобиля в 1935 году, когда Научном тракторном институте, позже получившем название НАТИ, было открыто бюро паросиловых установок. Оно должно было заниматься исследованиями зарубежных образцов технике по своей тематике и разработкой отечественных паросиловых автомобилей. Так в 1936 году бюро испытало легковой автомобиль Doble, а в 1938 году институтом был куплен созданный английской компанией Сентинел шеститонный самосвал Sentinel S4 оснащённый котлом низкого давления. Работал автомобиль на угле, при этом не смотря на просто невероятный расход топлива - 152 кг на 100 км пути и обязательное наличие в составе экипажа кочегара, его эксплуатация была выгодна, ведь если бензин стоил 95 копеек за литр, то уголь в это же самое время стоил всего лишь 4 копейки! Ещё одной разработкой, которую институт успел создать до начала войны, стал провой автомобиль МП-28. Его создали на основе шасси ЯГ-6, работал он как на бензине, так и на угле, однако макет автомобиля построить помешала начавшаяся война.

Послевоенная история создания автомобилей, работавших на альтернативных видах топлива, началась с отработки иностранного опыта в этой сфере. Так 1946 году НАМИ был испытан паровой тягач «Саксенберг» немецкого производства. Они дали советским инженерам необходимую информацию для разработки собственного автомобиля могущего использовать в качестве топлива древесину. Учитывая это обстоятельство, НАМИ был включён в список организаций, ответственных за исполнение принятого 7 августа 1947 года Советом Министров СССР постановления «О механизации лесозаготовок и освоении новых лесных районов». Институту поручалось создать для предприятий лесообработки и лесонасаждения автомобиль могущий работать на дровах. При этом дрова должны были подаваться в топку автоматически, так как было принято решение исключить из состава экипажа кочегара.

НАМИ-012 НАМИ-012

В то время в стране были распространенны газогенраторные автомобили. В отличие от них паровой автомобиль должен был топиться не небольшими чурками, а дровами длинной 50 сантиметров и шириной до 20-ти сантиметров. Такие дрова применялись для работы локомобилей, однако идея питать ими легковые и грузовые автомобили была выдвинута впервые. При этом требовалось не просто построить экспериментальный макет, а создать полноценный автомобиль, могущий без каких-либо доработок пойти в серию. Отправился ли на конвейер НАМИ-012 вы узнаете в продолжении нашей статьи.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту