Дени Папен

Дени Папен Дени Папен

Серьезные попытки создать паровой двигатель начались в XVII в.

В один из дней 1680 г. несколько членов Лондонского Королевского общества были приглашены на обед, который устраивали известный ученый, профессор Роберт Бойль и его ученик и друг Дени Папен. На этом обеде впервые гостей угощали отличным рагу, приготовленным в специальной кастрюле, названной в честь ее изобретателя «папе — новым котлом».

Это был закрытый, наполненный водой сосуд, под которым находилась топка, где разводился огонь. Вода в сосуде закипала, и образовавшийся пар начинал давить на его стенки. Чтобы сосуд не разорвало, в верхней его крышке Папен устроил предохранительный клапан — пробку, закрывающую отверстие, которую прижимал рычаг с грузом. Когда давление в сосуде становилось слишком большим, пар приподнимал клапан и выходил наружу; давление падало, и клапан под тяжестью груза закрывался.

Дени Папен изготовил этот котел для изучения свойств пара и попутно использовал его в качестве кастрюли — варил в нем мясо. А началась эта история с котлом гораздо раньше. Папен работал врачом в городе Блуа. Однажды в Парижской академии наук он познакомился со знаменитым голландским ученым Христианом Гюйгенсом, который прибыл во Францию по приглашению французского правительства. На родине, занимаясь оптикой, Гюйгенс построил отличную астрономическую трубу и в нее наблюдал загадочный Сатурн. Ему удалось открыть спутники Сатурна и обнаружить, что кольца планеты отделены от нее. Гюйгенс также построил первые часы с маятником, поразившие воображение современников.

Гюйгенс искренне заинтересовался Папеном — человеком с острым умом и большими познаниями. И когда тот намекнул, что более всего желает учиться и работать в лаборатории у Гюйгенса, ученый тотчас предложил ему стать его помощником. Сначала проводились опыты с безвоздушным пространством. Вместе с Гюйгенсом Папен внес очень важное усовершенствование в использовавшийся в то время воздушный насос — тарелку с колпаком. Они стали выкачивать воздух не из шара с узким горлышком, а из-под стеклянного колпака на тарелке, куда можно было помещать все, что предполагалось подвергнуть опыту в безвоздушном пространстве.

Во время проведения опытов с воздушным насосом Папен обратил внимание на то, что, когда под поршнем образовывалось безвоздушное пространство, наружное давление гнало поршень обратно с большой силой. Значит, атмосферное давление может совершать работу, если сконструировать подходящую машину. Идея была проста: если под поршнем в цилиндре будет быстро образовываться вакуум, то атмосферное давление заставит поршень опускаться и при этом совершать какую-нибудь работу, например, поднимать тяжесть на веревке, перекинутой через блок.

Гюйгенс посоветовал своему ученику попробовать использовать газы, образующиеся при сгорании пороха. Горячие газы занимают большое пространство, а охлаждаясь, значительно уменьшаются в объеме. Вняв этому совету, молодой ученый построил пороховую машину, состоявшую из железного цилиндра и поршня. Папен рассчитал, что если он зажжет под опущенным ко дну поршнем щепотку пороха, то поршень подскочит вверх, а пространство под ним займут горячие газы. Когда они остынут и уменьшатся в объеме, в цилиндре образуется разреженное пространство — некоторый вакуум, и атмосферное давление заставит поршень опуститься.

Папен все рассчитал правильно, но в первом же опыте поршень при взрыве пороха вовсе вылетел из цилиндра, несмотря на имеющуюся задвижку, которая должна была удержать его. Кроме того, даже когда удалось избежать вылета поршня, оказалось, что образовавшийся при взрыве газ сильно не охлаждается, и поршень поэтому опускается лишь немного, а потому и полезная работа от такой машины получается мизерной.

двигатели Дени Папена двигатели Дени Папена

Паровой двигатель Папена 1690 г. (слева). Цилиндр с поршнем определяет форму всей машины
Паровой двигатель Папена 1707 г. (справа)

И тогда Папен решил использовать для подъема поршня силу пара. Пар обладал подходящими свойствами: сильно расширялся и занимал большой объем. Но прежде, чем Папену удалось реализовать свои замыслы, ему пришлось уехать из Франции. Религиозные взгляды Папена и Гюйгенса отличались от религиозных убеждений короля и его окружения, а в это время готовился к принятию очень суровый закон, преследовавший инакомыслящих. Гюйгенс вернулся на родину, а Папен отправился в Англию, где стал работать у крупного ученого Роберта Бойля. В течение трех лет они трудились вместе, и в результате появился «папенов котел».

Позже судьба забросила его в Венецию, затем в Англию и, наконец, в Германию. Здесь в Марбургском университете он продолжил работу над тепловым двигателем. В созданном им новом двигателе Папен вместо пороха использовал воду. Вода наливалась под поршень, и цилиндр снизу начинали подогревать. Образующийся пар поднимал поршень. Затем цилиндр охлаждали, и весь находящийся в нем пар конденсировался, то есть снова превращался в воду. Поршень под действием собственного веса и атмосферного давления опускался вниз. Этот двигатель работал лучше, чем пороховой.

Однако для практической работы он также был малопригоден: нужно было подводить и отводить огонь, подавать охлаждающую воду, ждать, когда пар сконденсируется. Эти недостатки были в основном связаны с тем, что образование пара, необходимого для работы двигателя, происходило в самом цилиндре. Поэтому естественной выглядела следующая радея: а что, если в цилиндр впускать уже готовый пар, приготовленный, например, в отдельном котле? Тогда достаточно было бы попеременно впускать в цилиндр то пар, то охлаждающую воду, и двигатель работал бы с большей скоростью и с меньшим потреблением топлива.

Умер Дени Папен в Англии в 1714 г. в глубокой нищете, забытый всеми. Неизвестно даже, где находится его могила.

По материалам сайта: oldinvent.ru

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту