Тягач МТЛБ

Тягач МТЛБ Тягач МТЛБ

МТЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга» («маталыга»), «эмтээлбэшка».

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Гражданский вездеход весьма популярен среди охотников и рыболовов. Приобрести запчасти, в частности бортовую передачу мтлб можно на данном сайте.

Применение в бою

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.


Технические характеристики Тягач МТЛБ:

Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел.2
Десант, чел.11
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт.более 9600
Размеры
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина корпуса, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.14
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя ЯМЗ-238В
Мощность двигателя, л. с.240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5—6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7—24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту