Горьковский автомобильный завод

ГАЗ
 Полное название: Горьковский автомобильный завод.
 Другие названия: Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), ЗИМ (с 1935 по 1957), ОАО «ГАЗ», «АвтоГАЗ», ПО «ГАЗ»
 Существование: 1929 г. - наши дни.
 Расположение: (СССР) Россия, г. Нижний Новгород
 Ключевые фигуры: Бу Андерссон (президент «Группы ГАЗ»), Зигфрид Вольф (председатель совета директоров ОАО «ГАЗ»)
 Продукция: Легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы.
 Модельный ряд: Довоенные:
ГАЗ-А
ГАЗ-А-Аремкуз
ГАЗ-А-Кегресс
ГАЗ-А Автодор

ГАЗ-3/ГАЗ-6
ГАЗ-АА
ГАЗ-ММ
ГАЗ-ААА
ГАЗ-АААA
ГАЗ-03-30
ГАЗ-03-32

Легковые:
ГАЗ-М1 Ч1 / Ч2;
ГАЗ-М 20 «Победа» Ч1 / Ч2 / Ч3
ГАЗ-М20Б; ГАЗ-М20А; ГАЗ-М20 Скорая;
ГАЗ 21 “Волга” Ч1 / Ч2 / Ч3;
ГАЗ-22 «Волга-универсал»
ГАЗ 23 “Волга” Ч1 / Ч2;
ГАЗ-24 «Волга» ч.1/ ч.2/ ч.3/ ч.4/ Модификации
ГАЗ-3102\31029 «Волга»
ГАЗ-3110 ч.1/ч.2\31105 «Волга» ч.1/ч.2
ГАЗ-3103\3104\3111 «Волга» ч.1/ч.2/ч.3
ГАЗ-3105 ч.1/ч.2/ч.3
ГАЗ-31107; ГАЗ-3115 «Волга»

Грузовые:
ГАЗ-4
ГАЗ-41 ч.1 / ГАЗ-41 ч.2 / ГАЗ-41 ч.3
ГАЗ-42
ГАЗ-33 (1965–66)
ГАЗ-51
ГАЗ-651
ГАЗ-653
ГАЗ-52: ч.1 / ч.2
ГАЗ-53: ч.1 / ч.2
ГАЗ-56: ч.1 / ч.2 / ч.3
ГАЗель\Соболь
ГАЗ-4301
ГАЗ-3301
ГАЗ-3307 / ГАЗ-3309 (ч.1) / ГАЗ-3307 / ГАЗ-3309 (ч.2)
ГАЗ-3310 «Валдай» ч.1 / ГАЗ-3310 «Валдай» ч.2
ГАЗ-2332 CityVan

Представительские:
ГАЗ-12 “ЗИМ”: ч1 / ч2 / ч3;
ГАЗ-12 Такси
ГАЗ-12Б
ГАЗ-12А фаэтон
Газ-12/13 "Ослобык"
ГАЗ - 13 "Чайка" ч1 / ч2 / ч3 / ч4 / ч5

Внедорожные:
ГАЗ-61
ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-71
ГАЗ-61-415
ГАЗ-61-416/417
ГАЗ-62-1 1940
ГАЗ-62-2 1952 ч.1 / ГАЗ-62-2 1952 ч.2
ГАЗ-62-3 1959 ч.1 / ГАЗ-62-3 1959 ч.2
ГАЗ-62Б
ГАЗ-63 / ГАЗ-63 Модификации
ГАЗ-66
ГАЗ-64
ГАЗ-67 ч.1 / ГАЗ-67 ч.2
ГАЗ-67Б
ГАЗ-69/69А
ГАЗ-М72
ГАЗ-2169 «Комбат» (ГАЗ-3120)
ГАЗ-2308 «Атаман» ч.1. / ГАЗ-2308 «Атаман» ч.2.
ГАЗ-3106 «Атаман-2»
ГАЗ-3106 `2004/2005
ГАЗ-31061 `2005


Военные:
ЛБ-62 Легкий бронеавтомобиль
ГАЗ-46
ГТ-С «Степанида»
ГАЗ-47АМА
БА-20
БА-64
ФАИ-М
ГАЗ-55
ГАЗ-2975 «Тигр» ч.1 / ГАЗ-2975 «Тигр» ч.2
ГАЗ-2330 «Тигр»
ГАЗ-5903 (БТР-80) ч.1 / ГАЗ-5903 (БТР-80) ч.2
ГАЗ-5903 (БТР-80) ч.3 / ГАЗ-5903 (БТР-80) ч.4
ГАЗ-5923 «Росток» (БТР-90) ч.1
ГАЗ-5923 «Росток» (БТР-90) ч.2
ГАЗ-5923 «Росток» (БТР-90) ч.3
БРДМ-1 ч.1 / БРДМ-1 ч.2
БРДМ-2 ч.1 / БРДМ-2 ч.2

Экспериментальные:
ГАЗ-16
ГАЗ-М-18
ГАЗ-21 (1936)
ГАЗ-М-25
ГАЗ-ВМ
ГАЗ-М1Г
ГАЗ-М1 такси
ГАЗ-3934 «Сиам»
ГАЗ-3937 «Водник» ч.1/ ГАЗ-3937 «Водник» ч.2/ ГАЗ-3937 «Водник» ч.3

Спортивные:
КВН-2500С, -3500С
Газ "Авангард"
ГАЗ-А-Спорт
ГАЗ-А-Аэро ч.1 / ч.2
ГАЗ-ГЛ1
ГАЗ-ЦАКС
Победа-Спорт ч1 / ч2
ГА-22
ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4)
ГАЗ-ТР (Турбореактивный)
ГАЗ-3937 «Драгун»

История автомобильного предприятия «ГАЗ».

Начало начал.

Свою историю «Горьковский Автомобильный завод» ведёт с весны 1929-го года, когда 4-го марта этого года было принято принципиальное решение правительства Советского Союза о его строительстве, а 6-го апреля утверждено место для строительства - Нижний Новгород (который, уже спустя некоторое время станет очень знаменитым городом русских машин). В мае того же 1929-го года Высший совет народного хозяйства СССР и известная американская фирма «Ford Motor Company» заключили договор о всесторонней помощи в организации выпуска легковых и грузовых автомобилей «Форд - А» и «Форд АА». Тесное сотрудничество советских и американских специалистов позволило в кратчайшие сроки разработать всю техническую документацию для реализации проекта. Уже на следующий год (в мае 1930-го года) был заложен первый камень, который положил начало строительству нового советского автомобильного предприятия, а через 18 месяцев (1-го января 1932-го) предприятие было признано госкомиссией как готовое к эксплуатации.

ГАЗ-A ГАЗ-A

Начиная с 29-го января 1932-го года, когда из ворот завода вышел первый, собранный по образу и подобию фордовского прототипа грузовик «ГАЗ – АА», к началу Великой Отечественной войны предприятие выпускало 68,3% всех советских автомобилей. Всего за это время предприятие освоило производство семнадцати моделей автомобилей и их модификаций. Среди них: легковой автомобиль «ГАЗ – А» (начало выпуска – декабрь 1932-го года), автобус «ГАЗ – 03 – 30» (с 1933-го года), грузовик «ГАЗ – ААА» (с конца 1934-го года), санитарный автобус «ГАЗ – 55» (с 1937-го года), грузовик «ГАЗ – 42», пикап «ГАЗ – 4». До начала войны «ГАЗ» стал лидером советского автомобилестроения, выпустив в общей сложности 450 тыс. единиц транспортных средств.

Война.

Во время Великой Отечественной войны завод, как и многие предприятия Советского Союза, был переориентирован на выпуск продукции для фронта. Он 25 раз подвергался разрушительным авианалётам фашистской авиации, в ходе которых были повреждены и разрушены полсотни производственных корпусов, девять тысяч метров конвейерных линий, около шести тысяч единиц производственного оборудования. Нужно отметить, что ассортимент выпускаемой продукции был обширен: вездеходы «ГАЗ – 67» и «ГАЗ – 64» , бронемашины «БА – 64» и «БА – 64Б», лёгкие танки «Т – 60» и «Т – 70», грузовой автотранспорт, самоходные орудия и другая военная техника и прочее снаряжение. За все годы войны предприятием было выпущено: автомобилей - 176221, танков – 12000, более 9000 самоходных установок, миномётов - 24000 , автомобильных двигателей – 232000, снарядов для ракетного миномёта «Катюша» - 30000.

Правительство Советского Союза высоко оценило вклад предприятия в дело победы над фашистской Германией, наградив его орденами Красного Знамени, Ленина и Отечественной войны I степени.

Послевоенные годы.

Первые годы после войны характеризуются активным восстановлением разрушенного войной народного хозяйства СССР. И Горьковский завод не был исключением. Завод полностью обновил выпускаемый им модельный ряд как грузовых, так и легковых автомобилей. Стоит отметить, что буквально за один год была проведена гигантская работа по переоборудованию производства, для чего понадобилось заново установить или перемонтировать свыше 4036 единиц оборудования.

ГАЗ-69 ГАЗ-69 на конвейере

Массовый выпуск новинок начался в январе 1946 года с грузовика «ГАЗ – 51» и автомобиля «ГАЗ М – 20 («Победа»)». В 1948-ом году в соответствии с правительственным заданием началось проектирование новой модели автомобиля большого класса, который получил индекс «ГАЗ – 12 («ЗИМ»)» Уже в 1950-ом году была выпущена первая промышленная партия этого автомобиля. В том же 1950-ом году производство автобусов «ГАЗ – 651» и санитарных автомобилей «ГАЗ – 653» было передано на другие предприятия, а завод был переименован в «Горьковский завод специализированных автомобилей» («ГЗСА»).

В 1953 году вместо внедорожника «ГАЗ – 67» на поток был поставлен его модифицированный собрат «ГАЗ – 69». А в 1959-ом году из ворот завода вышла знаменитая «Волга» («ГАЗ – 21»). В этом же году была запущена в производство легендарная семиместная «Чайка» («ГАЗ – 13») – новый флагман завода.

ГАЗ-66 ГАЗ-66 на конвейере

С начала шестидесятых и до начала середины семидесятых годов завод параллельно с выпуском автомобилей подвергался постепенному обновлению, реконструкции и расширению. Созданы первые в стране цех точного литья и автоматическая линия формовочного литья. Расширены корпуса ковкого и серого чугуна, установлено новейшее оборудование (1962-ой год). Был построен целый ряд новых заводов, которые предназначались для выпуска пресс-форм и штампов (1967-ой год), коробок передач (1968-ой год), мостов грузовых автомобилей (1972-ой год).

В шестидесятые годы завод выпустил целую плеяду грузовых автомобилей «третьего поколения» таких как «ГАЗ – 52», «ГАЗ – 53А», «ГАЗ – 66» и их разновидности.

В 1970-ом году в массовое производство был запущен автомобиль «Волга» ГАЗ – 24.

На базе головного предприятия, а также заводов-филиалов 24-го августа 1970-го года было образованно производственное объединение «АвтоГАЗ», которое уже на следующий год было переименовано в производственное объединение «ГАЗ», в составе которого насчитывалось 11 заводов.

Правительство СССР в очередной раз высоко оценило вклад предприятия в производство отечественных транспортных средств для народного хозяйства страны и в 1971-ом году наградило автопредприятие вторым орденом Ленина.

В конце семидесятых годов автопредприятие представило новую модель третьего поколения автомобиля престиж - класса «Чайка» («ГАЗ – 14»).

Март 1981-го года ознаменован тем, что с заводского конвейера сходит 10-ти миллионный автомобиль.

Начатое в шестидесятые и семидесятые годы техническое перевооружение предприятия особенно интенсивно развернулось в восьмидесятые годы. Реконструкция, которая проводилась в восьмидесятых годах – самая большая на предприятии за всю его историю.

В соответствии с правительственным заданием в середине восьмидесятых началась разработка новой модели легкового автомобиля представительского класса «ГАЗ – 3105»,впоследствии который стал малосерийным.

С 1985-го года для частных владельцев завод выпускал усовершенствованный вариант Волги «ГАЗ – 24» с индексом «ГАЗ – 24 - 10». Параллельно выпускалась другая модель «Волги» - «ГАЗ – 3102».

Распад СССР.

Как и большинство заводов, после распада СССР предприятие переживало далеко не самые лучшие времена. Так, в 1992-ом году «ГАЗ» превратился в открытое акционерное общество (ОАО), президентом которого был избран Н. Пугин. В том же 1992-ом году завод освоил выпуск нового седана «ГАЗ – 31029», который отличался от предыдущей модели «ГАЗ – 24-10» улучшенным дизайном салона и передней части кузова. Также на базе «Волги» в это же время были попытки осуществить выпуск пикапа «ГАЗ – 2304» («Бурлак»).

Мелкосерийный седан «ГАЗ – 3105», который предлагался на место «Чайки» из – за высокой стоимости не нашел спроса. Однако, выпущенный в июле 1994-го года малотоннажный грузовик «ГАЗель» оказался настолько популярен и востребован в среде малого и среднего бизнеса, что буквально оказался настоящей палочкой - выручалочкой, коя обеспечила предприятию достаточно неплохие перспективы.

В декабре 1995 года «ГАЗ» праздновал очередной юбилей – выпуск своего 15-ти миллионного автомобиля.

ГАЗ-32213 ГАЗ-32213

Выпуск микроавтобуса «ГАЗ – 32213» из семейства «ГАЗель» привёл к созданию и бурному развитию такого массового общественного транспорта как маршрутное такси.

В 1997-ом году «Волга» претерпела очередное обновление и таким образом появилась новая модель «ГАЗ – 3110» В том же году у австрийской компании Steyr предприятие купило лицензию на производство дизельных малолитражных двигателей для лёгких грузовиков, легковых автомобилей, микроавтобусов. Кроме того, в 1997 году по договорённости с «FIAT» было создано совместное предприятие «Нижегород моторс», которое должно было, используя мощности «ГАЗ» собирать легковые итальянские автомобили из импортных комплектующих.

Новые модели автозавода такие как «Соболь» и, пришедший на смену «ГАЗ – 66» «Садко» (1998 -1999 гг. выпуска), также имели значительный успех. Это были малотоннажные микроавтобус и грузовик второго поколения.

В эти годы интенсивно проводились разработки разного рода моделей малотоннажных пикапов и внедорожников таких как «ГАЗ – 2308» («Атаман»), «ГАЗ – 23081 («Атаман Ермак»)», «ГАЗ – 3106» («Атаман -2»). Однако их серийное производство так и не увидело свет.

С конца девяностых годов конструкторское бюро Горьковского автозавода занималось разработкой перспективного среднетоннажного грузовика «ГАЗ – 3310».

XXI век начинается.

Ноябрь 2000-го года ознаменовался для ОАО «ГАЗ» покупкой его контрольного пакета акций компанией «Базовый элемент». На следующий год ОАО «ГАЗ» стало частью автохолдинга «РусПромАвто», который после основательной реструктуризации в 2005-ом году был трансформирован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отводилась роль головной организации.

В этом же году, на поточное производство был поставлен, разрабатываемый с конца девяностых «ГАЗ – 3310», который получил название «Валдай». Кроме того, в 2005-ом году предприятием была выпущена миллионная «ГАЗель».

Волга Сайбер Волга Сайбер

В 2006-ом году часть автомобилей «Волга» были оснащены двигателями от фирмы «Chrysler», объёмом 2,4 л, а в 2007-ом году – рестайлинговым салоном. В этом же 2006-ом году «Группа ГАЗ» приобрела у «Daimler Chrysler» предприятие, выпускавшее среднеразмерные седаны такие как «Chrysler Sebring» и «Dodge Stratus». На вывезенном из Соединённых штатов оборудовании в 2008-ом году было организовано производство Volga Siber. Однако так как Volga Siber по заявленной заводом цене у отечественного покупателя спросом не пользовалась, осенью 2010-го года она была снята с производства.

Что день грядущий им готовит?

В 2008-ом году, столкнувшись с кризисом перепроизводства, предприятию не раз приходилось останавливать конвейер, чтобы разгрузить затоваренные площади. Огромные долги перед поставщиками и по облигациям привели к тому, что правительство Российской Федерации приняло решение об оказании «Группе ГАЗ» финансовой помощи.

В 2009-ом году «Группа ГАЗ» для того чтоб выправить положение, приняла решение о продаже малайзийскому концерну «Weststar» несколько лет назад перед этим купленного британского завода «LDV Holdings», который занимался выпуском коммерческих автомобилей под маркой «Maxus».

В декабре 2010-го года «Группа ГАЗ» договорилась с концерном «Daimler» об организации на площадях Горьковского автозавода производства коммерческих машин «Mercedes – Benz».

В 2011-ом году «Группа ГАЗ» заключила аналогичные соглашения с концернами «GM» и «Volkswagen».

Если на сегодняшний день выпуск собственных малотоннажек и некоторых других типов грузовых машин ещё осуществляется, то о выпуске легковых автомобилей собственной разработки в ближайшем будущем даже не упоминается.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту