Фантазии середины ХХ века

Предпосылки.

Человек, в первую очередь, должен жить в гармонии с природой, а не использовать ее, как кладезь ресурсов. Это понимали все прогрессивные конструкторы автомобилей с момента появления первого бензинового двигателя. Мировые запасы нефти ограничены, рано или поздно они исчерпают себя, а продукт сгорания бензина загрязняет атмосферу. Поэтому конструкторы сразу приступили к поискам альтернативного топлива. Самые удивительные, невероятные проекты зарождались в 50-60-х годах двадцатого века. Причиной тому научно-техническая революция (НТР): освоение космоса, развитие ядерной энергетики, изобретение новых материалов. Активно разрабатывается "Мирный атом": АЭС, кораблестроение, атомные подводные лодки, двигатели ракет и межконтинентальных бомбардировщиков.

delorean dmc-12 delorean dmc-12


Известный многим по фильму "Назад в будущее", автомобиль DeLorean, благодаря атомному двигателю, работавшему на плутонии, перемещался во времени.





Новейшие ядерные технологии внедряют повсеместно. Роберт Ферри – производитель радиаторов и бойлеров, хотел даже использовать атомный реактор в отопительной системе. По его расчетам, средний дом можно обслуживать на протяжении 6 лет, зарядом, стоимость которого составляет всего 300 долларов.

Первые идеи.

Несмотря на парадоксальность, ядерные силовые установки хотели установить и на автомобили. Это обусловлено рядом причин: во-первых, экологичность, ведь ядерный реактор не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Во-вторых, топливо и сама силовая установка компактны и мало весят, при этом выдают приличную мощность, а заряда хватает на долгий срок.

El Scandinavia Mk XXX El Scandinavia Mk XXX

Конструкторы модели El Scandinavia Mk XXX, наброски которой появились в 1956 году, стремились к достижению максимального комфорта и отдыха водителя.





Автомобильный атомный реактор должен был функционировать следующим образом: при делении ядер урана выделялось огромное количество теплоты, от которой работали паровые генераторы, преобразующие воду при высоком давлении пара, под действием которого вращались турбины. Одна из турбин вращала электрический генератор, а благодаря другой создавался крутящий момент, приводящий автомобиль в движение. Затем пар конденсировался и превращался в воду, которая охлаждала катушки электрогенератора. Затем цикл продолжался. Двигатель работал бы до тех пор, пока не закончилось радиоактивное топливо.

Требования к таким машинам кардинальным образом отличались: во-первых, необходимо было обеспечить защиту пассажиров от радиации; во-вторых, обезопасить само передвижение транспорта; в-третьих, уместить атомный двигатель в автомобиле.

HobbyPop RoadShop HobbyPop RoadShop
HobbyPop RoadShop – если переводить дословно, то – дорожный магазин. Идея этого автомобиля возникла в 1956 году. Данная машина предназначалась не только для езды, но и ведения торговли, в ней возможно было оборудовать небольшую мастерскую.




Источником вдохновения служили фантастические фильмы, различные постеры и рекламные плакаты, в которых воплощали свои романтичные мечты художники и режиссеры. Если взять типичный постер того времени на индустриальную тему, то мы непременно увидим на нем огромные, размером с дом, многофункциональные автомобили.

Bossmobile Gal Friday Execustreak Bossmobile Gal Friday Execustreak

Bossmobile Gal Friday Execustreak – автомобиль босса или для босса. О нём впервые заговорили в 1958 году. Данная модель представляла собой мобильный офис, в котором секретарь, помимо своих основных обязанностей, также управлял транспортным средством.




От чертежей к макетам и концептам.

Через некоторое время, от набросков дизайнеров решили перейти к делу. Хотя проекты были не столь экстраординарными в плане внешнего вида, но оставляли незабываемое впечатление.

Вместо привычного всем двигателя внутреннего сгорания стоял ядерный реактор. Ядерное топливо находилось в капсулах, которые легко можно было заменить. Таким образом, осуществлялась дозаправка автомобиля.

Кабина оснащалась радиоактивной защитой. За счет энергии одной капсулы, по заверению создателей, машина способна была преодолеть около 8 тысяч километров.

Ford Nucleon Ford Nucleon

Первопроходцем в конструировании автомобилей будущего стала фирма Ford. В 1958 году Ford представил уменьшенную версию модели Nucleon (масштаб 1:3).





Компания также намеревалась открыть целую сеть заправок, на которых специальный персонал заменял использованные капсульные сердечники на новые.

Наиболее близкий к реальности проект представила все та же фирма Ford в 1962 году. Полноразмерный концепт Ford Seattle-ite XXI, с ядерным двигателем, был представлен на всемирном фестивале.

Но, как оказалось позже, двигателей было и вовсе два. Правда, они устанавливались модульно и не предусматривали совместной работы: один – бензиновый (60 л.с.) для езды по городу, второй – ядерный (400 л.с.) для межконтинентальных путешествий.

Для лучшего контроля за дорогой четыре передних колеса были одновременно и управляемыми и ведущими. Привычный всем руль был заменен на джойстик. На больших же магистралях предусматривалось компьютерное управление автомобилем.

Ford Seattle-ite XXI Ford Seattle-ite XXI



Ford Seattle-ite XXI – отражает конструкторские идеи и дизайнерские находки середины прошлого века. Ядерная силовая установка вместо двигателя и экстравагантный дизайн.




Машина оснащалась новаторской навигационной системой, прибором для мониторинга за состоянием всех элементов автомобиля, а также установкой для затенения стекол автомобиля.

Суровая реальность.

К сожалению, ни один из вышеперечисленных инновационных проектов так и не удалось воплотить в жизнь. Хочется верить, что и в настоящее время идеи по созданию таких машин сидят в умах людей. Но в реальности, лишь на крупных судах, танкерах, подводных лодках установлены подобные двигатели, обеспечивающие им длительное плавание. Миниатюрными вариантами ядерных двигателей оснащены спутники. Кто знает, может когда-нибудь они доберутся и до автомобилестроения. Нельзя забывать, что, при таком расчете, ядерного топлива хватит всего лишь на 200 лет.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту