Газ-Торпедо
- Статья опубликована 30.09.2014 09:34
- Последняя правка произведена 30.09.2014 09:59
Послевоенный СССР испытывал большой дефицит в специальной автомобильной технике, предназначенной для занятий автомобильным спортом, при этом советское правительство провозгласило курс на скорейшую автомобилизацию страны. В рамках этого курса были организованны автоспортивные кружки по всей стране, но их членам было не на чем заниматься.
Дело состояло в том, что в Советском Союзе в принципе автомобильный спорт считался буржуазным и поэтому специально не развивался. Всё спортивное автомобилестроение насчитывало несколько собранных кустарным способом машин. При этом дореволюционные образцы исчезли в вихре гражданской войны, а создаваемые вновь выпускались в одном экземпляре. Существовал и недостаток инженерных кадров. Так многие конструкторы советских спортивных автомобилей были репрессированы как В. Ципулин или как А. Никитин, А. Пухалин занялись проектированием военной техники. Однако, были и такие которые приходили в спортивное автомобилестроение из других областей промышленности, например из авиации.
Такими новыми конструкторами гоночной техники стали: В. Ростков на ЗИСе и А. Смолин на ГАЗе. В частности последний разработал и построил на базе автомобиля «Победа» его спортивную модификацию «Победа-Спорт» которая установила несколько всесоюзных рекордов скорости. Эта машина неоднократно дорабатывалась и одна из её версий, созданная в 1951 году, получила название «Газ –Торпедо».
Для создания нового спортскара Смолин не стал как ранее опираться на несущий каркас кузова серийного автомобиля ГАЗ-М20, а создал абсолютно новый. При этом он использовал лёгкие авиационные материалы: алюминий и дюраль. Кузов был сделан в виде капли, а сама машина имела следующие габариты: длинна 6 300 миллиметров, ширина 2 070 миллиметров, высота 1 200 миллиметров и весил 1 100 килограмм.
Конструктор, работая над модернизацией ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт», провёл испытания нескольких силовых агрегатов разных конструкций перед окончательным выбором двигателя для «ГАЗ-Торпедо». Им в конце-концов стал модифицированный мотор от «Победы» объёмом 2 487 кубических сантиметров. На нём был установлен нагнетатель «Рутс», что позволило достичь мощности 150 лошадиных сил при 4000 об./мин. Ходовая часть была укомплектована механической коробкой передач, имеющий три ступени без синхронизатора, а так же карданным валом из двух частей с промежуточной опорой.
По своим скоростным характеристикам «ГАЗ-Торпедо» значительно уступал созданному одновременно с ним ЗИС-112. Так автомобиль Смолина достиг скорости 160 км/ч, а ЗИС - 191 км/ч, хотя его управляемость и была лучше.
Судьба построенного экземпляра «ГАЗ-Торпедо» сложилась счастливо – он почти полностью сохранился до наших дней и сейчас реставраторы музея ГАЗа занимаются его восстановлением.
Технические характеристики ГАЗ-Торпедо:
Год постройки | 1951; |
число мест | 2; |
двигатель: | |
число цилиндров | 4; |
рабочий объем | 2490 см3; |
степень сжатия | 6,0; |
число карбюраторов | 1 |
клапанный механизм | SV; |
мощность | 105 л. с. при 4000 об мин |
числодач | 3; |
размер шин | 6,00—16; |
масса в снаряженном состоянии | 1100 кг; |
длина | 6300 мм; |
ширина | 2070 мм; |
высота | 1200 мм; |
база | 2700 мм; |
максимальная скорость | 190 км/ч; |
время прохождения 1000 м со стартом с места | 33,7 с. |