ХАДИ-7

ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7

Газотурбинный рекордный автомобиль, разработанный в ЛСА ХАДИ под руководством В. К. Никитина. Изначально проектировался с поршневым двигателем под названием "Харьков-7" в 1956-1959 гг. Конструкция шасси в целом продолжала тенденции, заложенные в предыдущих моделях "Харьков-3" и "Харьков-6". Основой шасси служила лонжеронная рама из труб диаметром 90 мм; кузовные панели были изготовлены из дюралюминия. Передняя подвеска – независимая, с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов, задняя – зависимая, со стержневыми торсионами. Шины – 6,00-16", изготовленные по заказу в НИИШП. В конструкции ходовой части был использован ряд серийных узлов и деталей от ГАЗ-20 (амортизаторы, тормозные барабаны, колеса).

ХАДИ-7 ХАДИ-7

Двигатель – конструкции А. В. Сирятского: V-образный, восьмицилиндровый, с двумя нагнетателями, рабочим объемом 1974 см³. Коробка передач была сблокирована с главной передачей; в заднем мосту была предусмотрена пара сменных шестерен для быстрого изменения передаточного числа трансмиссии. Расчетная скорость составляла около 350 км/ч.

Ходовые испытания "Харькова-7" выявили необходимость доработки двигателя; помимо этого, возможность участия автомобиля в рекордных заездах ограничивалась на тот момент отсутствием трасс, на которых можно было бы с достаточной степенью безопасности развивать скорости свыше 300 км/ч. Ввиду этого "Харьков-7" в своем первоначальном варианте в рекордных заездах не использовался. В 1963 г. Никитиным, уже в ЛСА ХАДИ, было принято решение о создании на его основе газотурбинного рекордного автомобиля, получившего обозначение ХАДИ-7. В работе также приняли участие специалисты Харьковского авиационного института, по предложению которых в качестве силовой установки была использована серийная газовая турбина ГТД-350, выпускавшаяся для вертолетов Ми-2, – двухвальная, мощностью около 400 л. с.

В трансмиссию был включен редуктор, снижавший число оборотов, и удалена коробка передач. Изменилась форма фонаря над местом гонщика, а за ним был оборудован воздухозаборник. Выпускной трубопровод был выведен наверх, чтобы реактивная тяга отработавших газов не использовалась при движении. В остальном конструкция не изменилась. Расчетная скорость ХАДИ-7 составляла около 400 км/ч, однако из-за закрытия трассы на озере Баскунчак автомобиль принимал участие в рекордных заездах только со стартом с места в 1966-1972 гг. и в силу этого высоких средних скоростей не достигал.

ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7 ХАДИ-7

В. К. Никитин установил на ХАДИ-7 в классе 2 группы VIII (газотурбинные автомобили массой 500-1000 кг) четыре всесоюзных рекорда скорости, из которых два являлись международными. На стадии проектирования также предусматривалась возможность участия в заездах в классе 3 (1000-1500 кг), однако в этой зачетной группе ХАДИ-7 не стартовал. В 1968-1978 гг. автомобиль неоднократно экспонировался на выставках научно-технического творчества молодежи (фото 3), а также за рубежом (Чехословакия, Канада, США, Италия, Куба). ХАДИ-7 сохранился до настоящего времени, являясь экспонатом музея ХАДИ, и в настоящее время проходит реставрацию.

Технические характеристики Хади-7:

 "Харьков-7"ХАДИ-7
сухая?760
снаряженная850840
полная??
Максимальная скорость, км/ч350400
Двигатель:  
Марка и модель ГТД-350
КомпоновкаV-образный 
Число цилиндров8 
Число тактов4 
Клапанный механизмDOHC 
Диаметр цилиндра, мм68 
Ход поршня, мм68 
Рабочий объем, см³1974 
Степень сжатия8,0 
Мощность, л. с. (при об/мин)340 (6500)400 (45000)
Расположениезаднеезаднее
Число карбюраторов2 
Число передач51
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:  
Длина50005000
Ширина16001600
Высота900900
Колея передних колес, мм12201220
База, мм26002600
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины6,00-16"6,00-16"
Задние шины6,00-16"6,00-16"
Передняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Задняя подвесказависимая, торсионнаязависимая, торсионная

По материалам сайта: ussr-autosport.ru

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту