ЗиС-22Н

Самый первый ЗиС-22Н появился в начале 1940 г. Отличие опытного образца 22Н от предыдущего 22-го заключалось в том, что место двойных пневмошин заняла пара сплошных бандажей из резины. Между ними расположились звёздочки, обеспечивавшие принудительное сцепление с гусеницами.

Другой новацией стала замена резинокордовой гусеницы на металлическую. Резино-металлические шарниры к металлическим гусеницам изготавливались за рубежом. Каждый трак оборудовался двумя резиновыми наружными башмаками. Усилению подверглась рамка движителя. Кроме того, она стала и более жёсткой.

Модернизированный вездеход потяжелел более, чем на полтонны. Его снаряжённая масса достигла показателя в 5205 килограммов. Вес гусеничных тележек составлял от общей массы машины более трети, а точнее 38 %. В килограммах это составляло 1973 кг. Утяжеление произошло именно из-за новых гусениц.

ЗИС-22-50. Ещё один новый вездеход

Отличительной характеристикой ЗиС-22-50 было существенное упрощение гусеничного движителя. Здесь ведущим было лишь по одному, причём переднему колесу. Подобное конструктивное решение позволило обходиться тележке без бортовых дифференциалов. Кроме этого, упрощался механизм натяжения гусениц. В этой модели не стало эксцентриковых опор поддерживающих роликов. Натяжение гусениц стало осуществляться посредством продольного движения ленивца. А роль ленивца стали выполнять задние колёса, которые на ЗАЗ-22 были ведущими.

ЗиС-22-50 ЗиС-22-50

Кардинально изменилась тормозная система. Колодочные тормоза, которыми оснастили ведущие колёса, приводились в рабочее положение при помощи педали. Они действовали параллельно с передними тормозами. Дисковый центральный тормоз, позаимствованный у ЗИС-6, работавший от ручного управления так же оставался на автомобиле.

Дополнительная надёжность и безопасность повлекли за собою увеличение веса тележек. В новом исполнении они составляли уже более двух тонн (2070 кг). Пришлось увеличить объём топливного бака. Теперь он достиг 160 литров.

Для того, чтобы мощная машина могла передвигаться сама и тянуть за собою грузы, пришлось заменить двигатель от ЗИС-5 с семьюдесятью тремя лошадиными силами на более солидный. «Донором» стал ЗИС-16, оборудованный мотором в 85, а то и в 88 «лошадок». Благодаря такому изменению появилась возможность понижения передаточного числа центральной передачи более, чем на 10 %. В новом тягаче оно стало равняться значению 1,6.

Не позволял перегреваться многосильному двигателю объёмный радиатор, взятый у четырёхтонного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.

Несмотря на то, что весил новый экземпляр почти шесть тонн (5845 кг), максимальная скорость передвижения на 2,5 км/час превзошла ту, с которой мог перемещаться ЗИС-22.

ЗИС-22-52 – третий вариант вездехода

На модели ЗиС-22-52 попытались устранить излишний вес тягача. Для этого вместо тяжёлых гусениц его «обули» в сдвоенные лёгкие резинотканевые ленты. Между собою эти ленты соединялись с помощью траков (кованых накладок). Накладки устанавливали через каждые 10 см. Имевшиеся на ведущих колёсах зубья, сцеплялись с траками. К внутренним сторонам лент прикреплялись штампованные плицы, предотвращавшие соскальзывание лент с колёс.

На другой стороне лент имелись башмаки из резины, которые привулканизирывались к основаниям, выполненным из стали. При необходимости перемещения вездехода по льду на его гусеницы устанавливали дополнительное оборудование в виде шпор. Каждая гусеница получала по 5 шт. таких приспособлений. Сдвоенная гусеница имена ширину 400 мм.

Опытных образцов ЗиС-22-52 было всего два. Их испытания прошли в два этапа: осенью 1940 г. и в конце зимы – начале весны 1941 г. Основные технические параметры транспортного средства были признаны удовлетворительными. Но не обошлось и без недостатков. Приёмочная комиссия рекомендовала доработать вездеход и, в частности:
-усилить опорные катки гусеничных тележек;
- снизить массу тягача;
-устранить возможность спадания гусениц.

Недостатки следовало устранить в кратчайшие сроки и уже в 1941 г. собрать силами московского автозавода 2 тысячи вездеходов марки ЗИС-22-52.

ЗИС-22М, точнее ЗИС-42

В процессе массового производства вездехода ему решено было присвоить маркировку ЗИС-22М.

Устранение выявленных при испытаниях недостатков вылилось в ряд новшеств. Так, на 14 мм стали шире гусеничные ленты. Изменилась технология изготовления их накладок. Отныне они получались посредством прецензионной ковки и, таким образом, становились более качественными.

Введением рёбер жёсткости улучшили прочность плиц. Для минимизации самой возможности соскальзывания гусениц при выполнении вездеходом поворотов, уменьшили шаг между штампованными плицами. Теперь он составлял лишь 35 мм.

Оси колёс и направляющих, и ведущих немного опустили. Такое положение дало возможность увеличить длину опорной поверхности. Соприкасаясь с поверхностью земли более, чем двумя метрами гусениц (2100 мм), вездеход мог уверенно перемещаться по слабым грунтам и снегу. Правда, при этом он потерял некоторую часть манёвренности.

ЗиС-22м ЗиС-22м

На место мощного мотора вновь вернулся серийный от ЗИС-5 с меньшим количеством лошадиных сил (всего 73).

В связи с тем, что изменений было слишком много, решено было отказаться от ранее принятого названия ЗИС-22М и присвоить вездеходу собственную маркировку – ЗИС-42.

К началу лета 1941 года были собраны три эталонных экземпляра полугусеничных машин. Один из них имел укороченную базу, что повышало маневренность. Но, поскольку при этом снижались иные технические показатели, то в серию тягач не пошёл.

Полигонные испытания ЗИС-42, прошедшие успешно, проводились в середине лета 1941 г.

Стремительное наступление Фашистских захватчиков привело к свёртыванию и эвакуации производственных мощностей. Поэтому планам по выпуску новых вездеходов сбыться было не суждено.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту